
Изображения: АГН «Москва» / Рисунок: Юлия Замжицкая
Преподаватель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин на примере двухфакторной теории Герцберга показывает, почему двойки (и пятерки) не мотивируют учеников учиться лучше. Хорошие, доверительные отношения с учителем, наоборот, способствуют этому.
Про теорию Герцберга
Теория Герцберга о двух факторах была создана для описания мотивации работников компаний, но применима и в образовательной сфере.
Существуют факторы, которые держат человека на работе, и факторы, которые его к ней мотивируют. гигиеническими. К ним относят:
- условия труда;
- зарплату;
- отношения с коллегами и начальством.
Гигиена труда сама по себе не является мотиватором для работы. Например, если компания не предоставляет достаточных условий гигиены, сотрудник может быть недовольным своей работой. Но и удовлетворение всех гигиенических потребностей не гарантирует радостного труда человека.
Вторую категорию факторов называют мотивирующими. Это:
- признание заслуг;
- степень ответственности сотрудника;
- возможности для карьерного роста.
Без них человек не обязательно будет недовольным своей работой. При наличии же этих факторов сотрудник выполняет свои обязанности с большим удовольствием и эффективностью.
Фактор, воздействуя в разных ситуациях, может быть и гигиеничным, и мотивирующим. Например, зарплата мотивирует при высокой величине по сравнению с рыночной и воспринимается как признание заслуг. Но при низкой величине может вызывать неудовлетворенность работой, побуждая сотрудника к саботажу с оправданием «ну а чего вы хотели за такие деньги?».
А теперь вернёмся к нашим школьникам.
Про оценки
Если считать оценки и отношения с одноклассниками и учителями в школе гигиеническими факторами, то ясно: двойки (аналог низкой зарплаты) или деспотичное поведение педагога не побуждают детей к лучшей учёбе, а наоборот, отталкивают.
Хорошие оценки и хорошие отношения с преподавателем сами по себе не побуждают учиться лучше. Но если рассматривать пятерки как смесь признания заслуг ученика, то отчасти они всё же могут мотивировать — например, поддерживать текущий уровень достижения.
Независимо от того, каковым является фактором оценку (в обычной школе эта оценка чаще всего играет роль гигиенического фактора), Низкий результат не побуждает к обучению. Учительский стиль «наставлю двоек, чтоб учились» не приводит к желаемому результату. Школьники скорее начнут списывать или халтурить, то есть сосредоточатся на том, чтобы любой ценой обеспечить себе приемлемые оценки.
Про отношения с учителями
Отсутствие полноценного общения между учителем и учеником – еще один важный момент, который отталкивает школьника от обучения. По этой причине половина опрошенных мной детей призналась, что ходит в школу прежде всего для того, чтобы общаться с друзьями – ведь так хоть как-то можно восполнить недостаток взаимодействия, раз уж посещение школы обязательно.
Удобное общение ребенка с одноклассниками и учителем не всегда стимулирует учебу. Возможны исключения, если учитель ведет себя профессионально, а не как приятель, с которым можно поговорить о чем угодно. В таком случае отношения между учителем и учеником могут быть мотивирующим фактором: школьник получает признание своих заслуг, ощущение свободы выбора и самостоятельной ответственности.
Из-за того что родительs также склонны полагать оценки ключевым показателем успеха, у педагогов возникает задача повышенной сложности — переосмыслить не только свою профессию, но и ценности, которые традиционно пропагандирует учебное заведение.
В этом я вижу залог настоящих перемен в образовании. С течением времени оценки займут своё место в иерархии школьных ценностей: важное, но не основное. А мы, учителя, наконец начнём заниматься тем, ради чего пришли в школу: будем развивать мотивацию учеников и их участие в обучении.