Фото: img.freepik.com

Изображения: АГН «Москва» / Рисунок: Юлия Замжицкая

Преподаватель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин на примере двухфакторной теории Герцберга показывает, почему двойки (и пятерки) не мотивируют учеников учиться лучше. Хорошие, доверительные отношения с учителем, наоборот, способствуют этому.

Про теорию Герцберга

Теория Герцберга о двух факторах была создана для описания мотивации работников компаний, но применима и в образовательной сфере.

Существуют факторы, которые держат человека на работе, и факторы, которые его к ней мотивируют. гигиеническими. К ним относят:

  • условия труда;
  • зарплату;
  • отношения с коллегами и начальством.

Гигиена труда сама по себе не является мотиватором для работы. Например, если компания не предоставляет достаточных условий гигиены, сотрудник может быть недовольным своей работой. Но и удовлетворение всех гигиенических потребностей не гарантирует радостного труда человека.

Вторую категорию факторов называют мотивирующими. Это:

  • признание заслуг;
  • степень ответственности сотрудника;
  • возможности для карьерного роста.

Без них человек не обязательно будет недовольным своей работой. При наличии же этих факторов сотрудник выполняет свои обязанности с большим удовольствием и эффективностью.

Фактор, воздействуя в разных ситуациях, может быть и гигиеничным, и мотивирующим. Например, зарплата мотивирует при высокой величине по сравнению с рыночной и воспринимается как признание заслуг. Но при низкой величине может вызывать неудовлетворенность работой, побуждая сотрудника к саботажу с оправданием «ну а чего вы хотели за такие деньги?».

А теперь вернёмся к нашим школьникам.

Про оценки

Если считать оценки и отношения с одноклассниками и учителями в школе гигиеническими факторами, то ясно: двойки (аналог низкой зарплаты) или деспотичное поведение педагога не побуждают детей к лучшей учёбе, а наоборот, отталкивают.

Хорошие оценки и хорошие отношения с преподавателем сами по себе не побуждают учиться лучше. Но если рассматривать пятерки как смесь признания заслуг ученика, то отчасти они всё же могут мотивировать — например, поддерживать текущий уровень достижения.

Независимо от того, каковым является фактором оценку (в обычной школе эта оценка чаще всего играет роль гигиенического фактора), Низкий результат не побуждает к обучению. Учительский стиль «наставлю двоек, чтоб учились» не приводит к желаемому результату. Школьники скорее начнут списывать или халтурить, то есть сосредоточатся на том, чтобы любой ценой обеспечить себе приемлемые оценки.

Про отношения с учителями

Отсутствие полноценного общения между учителем и учеником – еще один важный момент, который отталкивает школьника от обучения. По этой причине половина опрошенных мной детей призналась, что ходит в школу прежде всего для того, чтобы общаться с друзьями – ведь так хоть как-то можно восполнить недостаток взаимодействия, раз уж посещение школы обязательно.

Удобное общение ребенка с одноклассниками и учителем не всегда стимулирует учебу. Возможны исключения, если учитель ведет себя профессионально, а не как приятель, с которым можно поговорить о чем угодно. В таком случае отношения между учителем и учеником могут быть мотивирующим фактором: школьник получает признание своих заслуг, ощущение свободы выбора и самостоятельной ответственности.

Из-за того что родительs также склонны полагать оценки ключевым показателем успеха, у педагогов возникает задача повышенной сложности — переосмыслить не только свою профессию, но и ценности, которые традиционно пропагандирует учебное заведение.

В этом я вижу залог настоящих перемен в образовании. С течением времени оценки займут своё место в иерархии школьных ценностей: важное, но не основное. А мы, учителя, наконец начнём заниматься тем, ради чего пришли в школу: будем развивать мотивацию учеников и их участие в обучении.