Фото: img.freepik.com


Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Педагоги часто сталкиваются с профдеформацией: дома продолжают вести себя как учителя, а в общении с учениками руководствуются родительскими чувствами. Как разрешить этот конфликт ролей? Поделимся советами психолога центра «Ярко» Натальи Хамицевич.

Держать баланс

Чтобы избежать захвата в ловушку роли, Наталья Хамицевич рекомендует постоянно оценивать действия и включать самоконтроль.

В школе

Полезно:

  1. Соблюдать профессиональную дистанцию с учениками.
  2. Учить и оценивать.
  3. Корректировать огрехи, управлять началом и концом учебного процесса.
  4. Понимать и разделять чувства других людей, проявляя к ним заботу.

Не стоит:

  1. проявлять к ученикам излишнюю заботу и покровительство, как к детям.
  2. Внутренне воспринимать чужие промахи, безответственное отношение и неорганизованность как лично направленные обиды.

Дома

Полезно:

  1. Всегда показывать ребёнку свою любовь и поддержку, независимо от его учёбы.
  2. Помогать в организации учебного процесса.

Процесс взаимодействия способствует установлению контакта с ребенком. Общая деятельность, лишенная чрезмерных ожиданий со стороны родителя, для ребенка оказывается наиболее значимой формой общения с ним.

Не стоит:

  1. «Включать» учителя.
  2. Постоянно требовать высоких результатов.
  3. Проверять уровень знаний ребенка.
  4. Сорваться из-за мысли, что никто не обучит дитя лучше вас.

Иногда более подходящим наставником для ребёнка становится иной учитель, чем его родитель, независимо от опыта и навыков последнего.

По мнению Натальи, родитель, занимающий профессиональную позицию по отношению к ребенку, не может наладить с ним близкий эмоциональный контакт. Способности педагога, хотя и могут быть полезны, в большинстве случаев оказывают негативное влияние.

Лучше оставаться любящей матерью или заботливым отцом дома, независимо от уровня знаний ребёнка по биологии. Близкий родственник окажется более ценным и важным для него, чем персональный домашний педагог.

«Перезагружаться»

Наталья Хамицевич рекомендует переключить внимание по дороге на работу или домой, чтобы не заносить в семью школьные эмоции и обратно.

Создайте ритуал, восстанавливающий внутреннюю энергию.

Наталья убеждена: мы обретаем силу, следуя за своими желаниями, пусть даже кому-то они кажутся детскими, бессмысленными, глупыми. Для того чтобы научиться отдыхать, человеку необходимо познакомиться с собой и разрешить своим желаниям влиять на принятие ежедневных решений.

Эти правила и обязательное разделение профессиональной и родительской ролей помогут Вам как педагогу сохранить профессионализм и хорошие отношения со своими детьми.