
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Педагоги часто сталкиваются с профдеформацией: дома продолжают вести себя как учителя, а в общении с учениками руководствуются родительскими чувствами. Как разрешить этот конфликт ролей? Поделимся советами психолога центра «Ярко» Натальи Хамицевич.
Держать баланс
Чтобы избежать захвата в ловушку роли, Наталья Хамицевич рекомендует постоянно оценивать действия и включать самоконтроль.
В школе
Полезно:
- Соблюдать профессиональную дистанцию с учениками.
- Учить и оценивать.
- Корректировать огрехи, управлять началом и концом учебного процесса.
- Понимать и разделять чувства других людей, проявляя к ним заботу.
Не стоит:
- проявлять к ученикам излишнюю заботу и покровительство, как к детям.
- Внутренне воспринимать чужие промахи, безответственное отношение и неорганизованность как лично направленные обиды.
Дома
Полезно:
- Всегда показывать ребёнку свою любовь и поддержку, независимо от его учёбы.
- Помогать в организации учебного процесса.
Процесс взаимодействия способствует установлению контакта с ребенком. Общая деятельность, лишенная чрезмерных ожиданий со стороны родителя, для ребенка оказывается наиболее значимой формой общения с ним.
Не стоит:
- «Включать» учителя.
- Постоянно требовать высоких результатов.
- Проверять уровень знаний ребенка.
- Сорваться из-за мысли, что никто не обучит дитя лучше вас.
Иногда более подходящим наставником для ребёнка становится иной учитель, чем его родитель, независимо от опыта и навыков последнего.
По мнению Натальи, родитель, занимающий профессиональную позицию по отношению к ребенку, не может наладить с ним близкий эмоциональный контакт. Способности педагога, хотя и могут быть полезны, в большинстве случаев оказывают негативное влияние.
Лучше оставаться любящей матерью или заботливым отцом дома, независимо от уровня знаний ребёнка по биологии. Близкий родственник окажется более ценным и важным для него, чем персональный домашний педагог.
«Перезагружаться»
Наталья Хамицевич рекомендует переключить внимание по дороге на работу или домой, чтобы не заносить в семью школьные эмоции и обратно.
Создайте ритуал, восстанавливающий внутреннюю энергию.
Наталья убеждена: мы обретаем силу, следуя за своими желаниями, пусть даже кому-то они кажутся детскими, бессмысленными, глупыми. Для того чтобы научиться отдыхать, человеку необходимо познакомиться с собой и разрешить своим желаниям влиять на принятие ежедневных решений.
Эти правила и обязательное разделение профессиональной и родительской ролей помогут Вам как педагогу сохранить профессионализм и хорошие отношения со своими детьми.