Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая.

Многие преподаватели испытывают затруднения, когда получают неожиданные вопросы. Некоторые из них, показывающие отличные результаты на уроках, проявляют неуверенность при публичных выступлениях и стремятся держаться строгого плана. Иногда ученики задают такие вопросы, что ответить им сразу же и убедительно сложно. Данная статья поможет быстро сориентироваться в подобной ситуации, не поддаться панике и дать ответ, на который не будет стыдно.

Иногда требуется высказываться по темам, к которым мы совершенно не готовы. Такое случается как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Неспособность учителя ответить на вопрос учеников во время урока часто указывает на его недостаточную квалификацию. Но жизнь не ограничивается уроками: учителей могут попросить высказаться на педагогическом совете, конкурсе или методическом объединении. Многие испытывают сильное волнение в подобных ситуациях.

Вот некоторые приемы, применяемые специалистами по риторике в подобных ситуациях.

1. Возьмите ручку и листок бумаги. Может быть салфетка, обратная сторона распечатки — всё что угодно. Быстро запишите вопрос. Если есть несколько секунд — кратко основные мысли импровизированного выступления. Не жалуйтесь если не успели записать. Записи должны быть интуитивными, непринужденными.

2. Не стесняйтесь признаться, что вы не готовы к выступлению. Отнеситесь к этому вопросу профессионально. Не пытайтесь вызвать сочувствие, а лучше выиграйте время. Сфокусируйте внимание автора вопроса или аудитории на другом: «Спасибо за вопрос…», «Вы знаете, это для меня неожиданно. Одну минутку». Или попросите стакан воды. Пока вам наливают и вы медленно потягиваете его, подумайте, продумайте ответ.

3. Вспомните и запишите интересные или важные факты Расскажите о темах, которые уже встречались вам раньше. Как вы относитесь к этому вопросу или ситуации? Было сложно разобраться в этом?

Приветствую всех собравшихся!
В завершении хотелось бы поблагодарить за внимание.
Начало и финал речи оказывают решающее влияние на её успех, даже если по ходу рассказа происходят задержки или неточности.

4. Упредите тему. Оцените возможные вопросы перед обсуждением. Можно предположить некоторые из них и подготовить тезисы к каждому. Во время ответов оставайтесь свободным и не смотрите в бумаги. Сначала можно рассказать небольшую историю или шутку, связанную с темой вопроса.

5. Продумайте ваше вводное предложение. Повторите, пожалуйста, заданный вопрос и постройте последовательный аргумент до его решения.

6. Когда вы начинаете свою речь, Обратите внимание на дикцию и эмоциональность речи. Это играет огромную роль. Даже хорошо построенные доводы могут потеряться в бесстрастном выступлении, наполненном невнятными междометиями типа «э-э-э», «м-м-м» и подобным.

Что делать, если вы растерялись/поддались панике?

Если вам трудно сосредоточиться или непонятно, о чём беседовать, не волнуйтесь.

1. Притворитесь, что вы нарочно остановились. Идите вперед и назад медленно, словно готовитесь к последней реплике, несущей огромный вес.

2. Задайте вопрос аудитории. В любой группе слушателей найдется человек, который выделяется. Обратите на него внимание и задайте вопрос: «А как вы думаете?». Ваше обращение к нему заставит собеседника подумать, независимо от ответа. Можно также задать общий вопрос аудитории, например: «Какие еще вопросы у вас будут?», или «Все меня слышат?», «Всем видно мою презентацию?»

3. В каких ещё случаях целесообразно прервать высказывание? Если Вы почувствуете, что не можете продолжать, скажите: «Извините, но у меня пересохло в горле. Можно мне стакан воды?» или «У нас очень душно. Давайте откроем окно (включим кондиционер)». Кто-то принесет Вам воду или позаботится о проветривании. У Вас будет время обдумать наиболее важные моменты продолжения выступления.

Умение импровизировать пригодится не только педагогам. Важно обучать этому также учеников, развивая их коммуникативные навыки и готовность к взрослой жизни, полным сюрпризов и непредвиденных событий.