
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Учительница начальных классов школы № 58 Пензенской области Елена Удалова делится опытом организации работы с классом, где присутствует ребенок с особыми потребностями.
Переехав, я сменила профессию. В пятьдесят лет достала красный диплом учителя начальных классов и вместе с первоклассниками стала работать водителем. Самые яркие впечатления для немолодой учительницы без педагогического стажа были не связаны с новыми открытиями в мире знаний. Главный сюрприз ждал меня после назначения председателем школьного психолого-педагогического консилиума — и появления в классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Моя первая вахта длиной четыре года завершилась. Опыт работы со специальными детьми позволяет мне высказать свое мнение по данному вопросу.
Первая ситуация: ребёнок поступает в школу с документами о наличии ОВЗ или инвалидности.
Семья подготовилась к тому, что ребенку придется учитывать специфику школьной жизни после постановки диагноза.
В подобном случае педагоги обязаны предоставить образовательную услугу в полном объеме с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В школе разрабатывают и реализуют адаптированную программу в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК. Классный руководитель, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги допобразования, логопед и др. готовят программы, планы, проводят индивидуальные и групповые занятия, ведут коррекционную работу, психолого-социально-педагогическое сопровождение ребенка. В конце каждой учебной четверти предоставляют на школьный психолого-педагогический консилиум (ППК) информацию по динамическому наблюдению ученика.
Школьный психолого-медико-педагогический комплекс (ППК) регистрирует ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывает программу сопровождения и контролирует его прогресс в учебной и воспитательной деятельности. Решения о повторном направлении в территориальную ПМПК, снятии диагноза, продлении образовательного курса на 1—2 года и подобных вопросах принимаются коллегиально.
Образовательное учреждение определяет особые образовательные нужды и условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя их развитию, обучению, адаптации и общественной интеграции.
Семья должна правильно оценить обстановку, договориться о понимании инклюзивного образования и поддерживать ребенка во всех его действиях.
Если «тройственный союз» — ребенок, семья и педагоги — будет работать как единое целое, адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья пройдет легко и успешно.
Впервые о проблемах со здоровьем узнают в школе.
Главной задачей является выявление нарушений развития ребенка на начальной стадии.
В данной ситуации всем участникам процесса образования труднее адаптироваться. Ученику предъявляют повышенные требования из-за его особенностей. Родителям трудно поверить в то, что их ребенок отличается от других. В таких ситуациях педагогам необходимо проявить профессионализм и чуткость для определения специфики отклонений ребенка, чтобы принимать его как особенного ученика с ограниченными возможностями здоровья, а не как лентяя.
Важно, чтобы семья поняла: ребёнку нужен особый подход.
После получения согласия родителей провести психолого-педагогическое обследование и получить заключения ПМПК. При выявлении диагноза, связанного с ОВЗ, ребенок, родители и педагоги действуют согласно описанной в первой ситуации. Важно помнить, что ребенок особенный, и только осознание и принятие этого всеми участниками процесса может привести к успешной адаптации ребенка в школьной среде и дальнейшей взрослой жизни.
Советы педагогам, занимающимся обучением детей с особенностями развития.
- Присутствие в классе ребенка с особенностями развития – возможность для вас профессионально расти и развиваться.
- Все мы разные, но некоторые — особенные.
- Дети с особенностями развития получают особые условия обучения: удлинение образовательной программы на несколько лет, увеличение времени на сдачу итоговой аттестации и другое.
- Не забывайте, что вы не одиноки в воспитании ребёнка с особенностями. Администрация образовательного учреждения, а также психолого-медико-педагогические службы различных уровней всегда готовы помочь советом.
- Невозможно сделать счастливыми всех, но можно дарить надежду особенным детям.
- Претерпев все трудности воспитания ребенка с особенностями развития, подумайте о том, что когда придет ваша старость, кто будет заботиться о вас.
- Диагноз — это не клеймо, а руководство к действию.
- Диагноз может изменяться, иногда к лучшему.