
Фотографии: Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Организатор образовательного пространства «Школус» Марина Маклакова, профессор-математик Алексей Савватеев Ветеран советской и российской школы, учитель русского языка и литературы Валентина Козленко рассказала Педсовету о людях, чьи примеры помогают ей воспитывать, преподавать и обучать.
Марина Маклакова, организатор образовательного пространства «Школус»
У меня в прямом смысле кумиров не было. Я уважала Диану. Сначала увидела на фотографии очень красивую женщину. Потом узнала, кто это. Она была доброй и смелой — её благотворительность вызывала восхищение.
Майкл Джексон — личность, объединившая многих людей на планете. У меня дома плакатов с его изображением не было, но я присутствовал на его концерте в Москве, а клип на песню «Earth Song» показал жестокость человеческой природы.
Моя бабушкаМать скончалась, когда девочке исполнился полгода. В разгар войны девушка-подросток попала в тыл. Её образованием стали восемь классов и курсы шитья и кройки. Стоит отметить, что она – превосходный портниха!
В процессе строительства МГУ беременную женщину с мужем перевели с Воробьевых гор на север Московской области: зимой, едва ли не в бараки. Кровью и потом, впроголодь, воспитывали детей, обрабатывали участок с плодородной землей, строили дом.
В трудную минуту друг помогла мне: у неё умер муж, а я болела и не могла посещать детские сады. Так мы сблизились. Моя натура позволяла ей спокойно заняться шитьем, а взамен она делилась секретами портновского дела.
Бабушке сейчас 93 года, она самостоятельно справляется со всеми делами, находит вдохновение в природе и стремится выращивать растения на своём участке.
Кто меня вдохновляет сейчас? Люди, которые меняют мир! Например, Себастьян Сальгадо, бразильский фотограф. Его умение показать столько жизней и миров поражает: красота Земли и ужасы людских судеб. Кому интересно — посмотрите. фильм «Соль Земли»Также писатель Рубен Давид Гонсалес Гальего написал автобиографический роман. «Белое на черном»Ещё раз — о людях, рожденных с инвалидностью и оставленных без присмотра.
Меня вдохновляют люди, которые бесстрашно говорят правду, идут до конца и не ищут отговорок. Нюта Федермессер, Лида Мониава, Дмитрий Муратов, Сергей Зуев, Чулпан Хаматова, Андрей Павленко, Юрий Дмитриев, Андрей Дмитриевич Сахаров – вот лишь некоторые примеры. В наше время редко встретишь тех, кто честно выполняет свою работу на максимуме возможностей и при этом остаётся Человеком.
Эйлер — мой герой. Самый выдающийся математик XVIII века. Царь зверей в нашей науке, семьянин, верующий, набожный отец семейства. Увлеченный человек без высокомерия и гордыни, трудился всю жизнь не щадя себя. Когда ослеп, сказал: «Теперь еще меньше отвлекающих от науки факторов». Половину жизни прожил в России, похоронен в Александро-Невской лавре.
Я знакомлюсь с новыми людьми и добавляю их в свой список любимцев. Вживую почитаем писателя. Евгений Водолазкин, хочу с ним познакомиться.
Николай II представлялся мне олицетворением самоотверженности. Приговоренный к смерти большевиками, он приказал не обвинять никого в случившемся. Претерпел страдания своего пути ко Храму-Голгофе для России.
«Советский человек», хотя и является собирательным образом, для меня всё же пример: нестяжательный, скромный, сильный и волевой. Победа в величайшей войне истории Земли – это его заслуга. Он способен на самопожертвование, отказ от эгоизма и себялюбия. Западные «партнеры» никогда его не понимали.
В нашем окружении встречаются люди с удивительными жизнями. Григорий Перельман – яркий тому пример. Такие личности будут существовать, пока наша страна процветает!
Как обрести личность? Путь к этому кроечен трудности. «Повестки», диктуемые прессой, властью, транснациональными компаниями и общественным мнением, стремятся подчинить нас. Достаточно лишь осмелиться быть свободным.
Валентина Козленко – педагог, преподавала русский язык и литературу в СССР и России.
Януш Корчак, польский педагог, добровольно вошел в газовую камеру вместе со своими учениками. Несколько раз предлагали ему спасение, но он выбрал другое. В последние моменты жизни, держа на руках двух малышей, Корчак рассказывал им сказку. О чем думал он в эти мгновения? Да и думал ли вообще?
Ученики спрашивали меня: «А поступала бы вы так же?». Я честно отвечала: «Не знаю». Преклоняться — одно, а поступить так же — другое. Корчака можно только восхищаться, изумляться. А постичь его… Как говорил Мцыри Лермонтова: «А душу можно ль рассказать?» Я не рискну. Но вот вдумываться в его 10 заповедей и следовать им – это необходимо. Если бы педагог соблюдал их, исполнял, сколько ошибок он смог бы избежать!
Валентина Козленко с учениками
Не может не быть идеала педагога! Другие времена пришли с новыми требованиями к человеку, но важное не меняется: дай детям всё самое лучшее из себя.
Учитель не должен навязывать своё видение, а позволить раскрыться индивидуальности каждого ученика. В этом смысл первой заповеди Януша Корчака — педагоги должны помочь ребенку обрести собственное «я».
Преподаватель, идите своим путем и верьте, что он будет незабываемым. Необходимо трудиться с энтузиазмом, жить жизнью своей родины, ее проблемами, ее жителями. Возможно, это кажется громким заявлением, но именно так: в руках педагога находится драгоценная чаша — жизнь человека!