
Изображения: Depositphotos, иллюстрация Юлии Замжицкой.
Педагоги никогда не должны проявлять фривольность в общении. А. С. МакаренкоВ современном мире границы между учениками и учителями размываются: в социальных сетях происходит взаимный лайк постов и даже переходят на «ты». Педагогический совет стремится выяснить, способствует ли такое общение эффективности обучения и может ли учитель при этом сохранять авторитет.
Необходимо ли устанавливать неформальный контакт между преподавателем и учащимися?
Что думают юристы
Адвокат Максим Крупский Закон описывает отношения между учителями и учениками вне формальной обстановки.
Российское законодательство не запрещает общение педагога с учеником за пределами уроков. Пункт 2 части 1 статьи 48 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет к педагогам требование соблюдения правовых, нравственных и этических норм, а также профессиональной этики. Требование пункта 3 той же части – уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений. Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в… Письме Министерство просвещения Российской Федерации «Об примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогов».
Эти документы не ограничивают посещения гостей, кинотеатров, походов, переписки в социальных сетях. Отсутствуют строгие правила касательно употребления «ты» или «вы». Существует профессиональная этика, сложившаяся в педагогическом сообществе за многие годы.
Что думают родители
Родители учеников поддерживают неформальную обстановку и вспоминают школьные традиции, как, например, домашние визиты к учителям.
Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:
Вспоминая школьные годы, вспоминаю визиты к учителям. Это было обычным делом. Общались о фильмах, первой любви. Понимали, что учитель – главный, старший, уважаемый человек, но как близкий товарищ может дать ценный совет. Сейчас всё стало иначе.
Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:
Непонятно мне, почему непринужденная беседа всегда разбивная получается. Обучающие персоны из моего детства были людьми жизнерадостными. Общались с нами как с равными, авторитетом не давили. Историк, к примеру, весьма умело шутил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому не пришло бы в голову его игнорировать или неуважать.
Что думают дети
Многим школьникам хочется видеть перед собой не бесчувственного наставника, а «живого человека», который верит в свои слова, проявляет любопытство к мнениям учеников и их увлечениям. Когда учитель заканчивает урок и сухо прощается, ребёнок быстро теряет интерес не только к нему, но и к предмету.
Анастасия, 16 лет:
В предыдущей школе учителя звали на «ты», это казалось мне естественным. Теперь же многие обращаются ко всем на «вы», словно мы коллеги. С одной стороны, это интересно, но дистанция ощущается. Иногда из-за этого я теряюсь.
Роман, 12 лет:
Иногда мы с педагогами развлекаемся настольными играми. Победа доставляет удовольствие, когда преподаватель протягивает мне руку и поздравляет.
Ульяна, 14 лет:
В нашей школе с педагогами отличные отношения. Можно всегда получить совет не только по учебе.
Что думают педагоги
Традиционная система образования предполагает авторитетного учителя, обладающего информацией, которую готовый поделиться. Общение происходит в соответствии с установленными правилами и иерархией, а также умением выстраивать дистанцию. Многое преподавателей придерживается такого подхода до сих пор.
Елена ТишинаПреподаватель русского языка и литературы, возрастом 54 года.
Учитель трудится на рабочем месте. Класс – его офис, а учитель в нем руководитель. Сколько вы видели руководителей, играющих в доверительные отношения с подчиненными? Это ослабляет, разрушает дисциплину. Между педагогом и учеником необходима дистанция. В прошлом авторитет учителя был абсолютным.
Игорь Клименко, учитель математики, 41 год:
Если в классе десять учеников, можно общаться неформально, но если тридцать? Тогда сядут на голову, ведь это как маленькая толпа. А как быть с толпой? — Только управлять.
Доктор педагогических наук Вера Султанова. считаетФормат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, переходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от умения учителя слушать детей, общаться с ними и строить доверительные отношения. Это не значит, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что они еще только формируются и нуждаются в мягкой корректировке.
Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:
Я считаю неприемлемым для педагога желание подавлять ребенка авторитетом. Иногда коллеги говорят: «Пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно». Считаю это ошибкой. Убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала случался только при налаживании партнерских отношений.
Для чего служит неформальное общение
Психолог Ольга Некрасова Считает, что выстроить баланс неформального общения очень сложно, и этот процесс напоминает хождение по канату: с одной стороны — взаимное принятие, понимание, доверие, с другой — уважение границ другого человека. Однако при правильном применении педагог решает с его помощью ряд образовательных задач.
- Уменьшает детский стресс, связанный с обучением. .
Школьная жизнь для ребёнка – по определению стресс: вызовы к доске, проверочные и контрольные работы, оценки. Напряжение блокирует мыслительные процессы, лишает творческих способностей. Особенно если учитель создаёт напряжённую атмосферу. Юмор и доброжелательность снижают страх перед учителем и позволяют детям раскрыться.
- Способствует порядку и мирному урегулированию разногласий. .
Давление порождает сопротивление. Если учитель унижает хулигана при одноклассниках, это вызывает чувство враждебности и провоцирует на месть. Встретиться с учеником наедине и спокойно обсудить его поведение — более эффективный способ. Мастерство неформального общения помогает разрядить обстановку и сохранить авторитет в присутствии 30 наблюдающих глаз во время спорной или конфликтной ситуации.
- Повышает успеваемость.
Хорошие отношения с учителем побуждают учеников с интересом осваивать даже сложные предметы.
- Способствует расширению социальных связей учащихся и получению опыта взаимодействия со старшим поколением. .
Чтобы общаться эффективно, важно уметь подбирать стиль речи в зависимости от собеседника и темы разговора. У детей опыт общения с взрослыми часто ограничивается семьей. Неформальные отношения между учителями и учениками помогают расширить этот круг, научиться держать дистанцию, не быть слишком фамильярными и при этом не переходить в панибратство.
- Помогает найти каждому свой путь. .
Только доверие позволяет ребенку поделиться секретом с учителем, задать волнующий вопрос или высказать мнение о ситуации. Ребенок должен знать, что его не засмеют и не обвинят, даже если он ошибается. Учителя в этом случае — наставник, который тактично направит ребенка по безопасному пути.
Учителя любого уровня опыта задаются вопросом о допустимых границах общения. Молодые педагоги из-за возраста чаще сталкиваются с ситуациями, когда ученики переходят эти границы. В такой ситуации перед учителями встаёт задача: сохранить уважение со стороны учеников и избежать панибратства.
Личный опыт
Учитель литературы из Калининграда Екатерина Образова Вспомнила, какие открытия ждали её двадцать лет назад, когда впервые пришла работать в школу после института.
В начале моей учительской деятельности я старалась избегать наказаний, поддерживать с учениками дружеские отношения, использовать их жаргон. Но дети, к сожалению, восприняли мой подход как слабость: подумали, что я не могу обеспечить дисциплину, и стали вести себя так, как им хочется. Тогда я поняла: все хорошо в меру.
Мне предстоит вернуть себе авторитет, не потеряв близости с ребятами. Только вот не знаю, как это сделать.В театре взяли напрокат платья и костюмы из эпохи Пушкина. Мы оделись так, как современники поэта, и провели литературный вечер по роману «Евгений Онегин». Разбирая поступки Онегина с Татьяной, завязался проникновенный диалог. Некоторые девушки плакали, а парни высказывали неожиданные суждения. Я почувствовала, что мы на одной волне: произошло нечто важное и глубокое, что нас сблизило. Ребята относились ко мне с уважением, как к старшему наставнику, человеку с опытом. Искренне интересовались моим мнением, спорили и советовались.
Я узнала, что непринуждённое общение бывает разным. Детям хватает фривольного общения с сверстниками. В школе между учителем и учеником есть возможность близости, но без чрезмерной демонстративности. Учитель не должен казаться детям злым и чужим, но и быть на уровне подростка — непрофессионально.
Литература по теме
Для освоения коммуникации с учащимися, определения наилучшего стиля и поддержания гармонии между формальным и неформальным подходами полезны специальные книги.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «Об примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
- А. Фабер. Как говорить с детьми, чтобы учились.
- Д. Лемов. Мастерство учителя.
- Ю. Гипенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
- А. Макаренко. Педагогическая поэма.
- Н. Джексон. Учитель — профессионал. Работа с учащимися, имеющими сложности, с родителями, предъявляющими высокие требования, и обретение радости от работы.
- Л. Лефевер. Искусство объяснять.