Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Используя историю преподавателя из Telegram-канала… Учимся учить иначеИзвестная писательница, просветительница и журналистка Светлана Моторина анализирует трудности взаимопонимания всех участников образовательного процесса в школе.

В учительском чате обратила внимание на вопрос:

Скриншот с вопросам учителя

Что можно немедленно заключить из этой ситуации?

1. Учитель не уважает маму ученика.
Клеймо «яжматьВысказывания учителя, подобные зеркальному «училка», брошенному родителем, требуют отказ в лингвистическом плане. Взаимоотношения между семьей и учителем без уважения к партнёрству не приведут.

2. Учитель выражает пренебрежение к ученикам.

Это видно по фразам: «задето как оказалось самолюбие детей, нежный и ранимый возраст у них и т. д.». Подумайте: «Представляете, у этих детей ранимый возраст, у них есть и самолюбие!». Да, у детей есть самолюбие в хорошем смысле: стремление сохранить свою целостность. Задача каждого взрослого — помочь им с этим.
подросток Это человек, открытый для всего, как будто без защитного слоя.

Руководитель выбрал наипростейший путь разрешения этой проблемы.

В этой школе учителя страдают от отсутствия обратной связи и поддержки со стороны руководства.

4. Учитель не знает психологии обучения.

Соревновательная атмосфера препятствует эффективному обучению.
Видимое обучениеВ самом авторитетном на данный момент исследовании по данному вопросу новозеландский учёный Джон Хэтти выделил TOP-3 самых важных факторов обучения.

  • групповые форматы работы — эффект 0,87;
  • отношения ученика с учителем — эффект 0,75;
  • обратная связь — эффект 0,73.

Ученики лучше усваивают материал при совместной работе, ориентированной на сотрудничество, а не соперничество. Для повышения мотивации соревнование не требуется, оно эффективно лишь для небольшого числа амбициозных учеников, в то время как задача учителя — мотивировать весь класс.

Важно различать при исправлении ошибок групповую и индивидуальную обратную связь. Групповая (без имен и отметок) направлена на выявление повторяющихся, типичных ошибок, допущенных многими учениками. Остальное корректируется только индивидуально — в комментариях к работе или устно.

Даёт надежду, что учитель ищет ответы на свои вопросы. Не уверен, насколько искренне она осознаёт свою неправду, но в сообщении есть фраза об этом.

Любая проблема разрешима, а пробелы в знаниях можно заполнить при условии первоначального осознания проблемы.

Преподаватель желала лучшего и пыталась объяснить политику оценивания, но действовала неграмотно. Она понимает важность прозрачности, но не осознаёт значимости обратной связи как инструмента, неумелое владение которым может навредить, подобно её полному отсутствию.


Материалы по теме:

  • Как общаться с «неадекватными» родителями учеников
  • 5 категорий родителей, вызывающих опасения у учителей.
  • Общение с родителями, которые представляют трудности, для педагога.