Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos, иллюстрации: Юлия Замжицкая

15 апреля 2023 года Борис Стругацкий отмечает 90-летний юбилей. «Воспитание — это ужасно сложная задача, к которой я не знаю, как подойти», — признавался Взгляды на педагогику братьев-фантастов сформировали самостоятельную теорию воспитания, продолжающую волновать специалистов и быть предметом дискуссий. Рассказываем о ее содержании и актуальности для современной жизни.

Суть «Высокой теории воспитания»

Педагогическая концепция Стругацких не публиковалась отдельным трудом. В целом ее можно составить из множества произведений известного цикла «Мир Полудня», например, «Полдень, XXII век». Высокая теория воспитания», или ВТВ.

Стругацкие полагали, что Homo sapiens представляет собой лишь переходную стадию развития, после которой наступит эра «Человека воспитанного» — образцового представителя человечества или творца.

  • Работа — главная жизненная радость для него.
  • мораль «встроена» на уровне инстинкта;
  • У «Человека воспитанного» нет потребности в самоутверждении.
  • Он трансформирует агрессию в экспансию, а стремление к господству — в тягу к познанию.

Кто воспитывает созидателей

Созидателей нужно обучать совершенно иначе. Эта задача не по плечу родителям, поскольку не являются специалистами. Кроме того, для осуществления теории необходимо прекратить передавать негативный жизненный опыт, что в семье выполнить крайне сложно.

По замыслу Стругацких, новыми людьми должны заниматься специалисты, прошедшие тридцатилетнюю подготовку. Это образованные взрослые — наставники, которые:

  • Дают возможность быть независимым и допускать оплошности.
  • Могут выявить и развить главное умение или талант ученика.

Где воспитывать созидателей

Авторы считают, что ребёнку с пяти до пятнадцати лет необходимо воспитываться отдельно от семьи, поскольку родительский эгоизм и чрезмерная привязанность могут причинить ему вред.

Чтобы помочь ребёнку стать тем, кем он желает и способен быть, его необходимо поместить в экстремальную ситуацию, где он достигнет своего максимума. По этой причине дети обучаются в специальных лицеях с проживанием на время обучения. Однако у них есть безусловное право покинуть школу из-за психологической несовместимости или тоски по дому.

Борис Стругацкий (из интервью 2000 года):

В школе-интернате ребенок проводит большую часть учебного времени, но это не означает отчуждение от мира и семьи. Родители могут посещать ребенка в любое время, а сам ребенок регулярно ездит домой.

Как педагоги оценивают ВТВ

Предложенный Стругацкими способ воспитания, особенно изоляция детей от семей, до сих пор вызывает жаркие споры. Дети в их произведениях претерпевают сложные испытания, что и является главным условием формирования «нового человека». В интернатах писательского мира нет комфортных условий: все ребята проходят через стресс и преодоления. Сотрудничали бы родители с такой системой?

Писатель Дмитрий Быков:

Каждый класс педагога-новатора формируется как секта, основой которой служит утверждение о греховности всего остального мира. Дети, воспитанные таким новатором, могут быть и добрыми, и светлыми, и чистыми — но все эти характеристики нуждаются в сомнительных кавычках, потому что доброта, чистота, светлота теряют значение из-за эгоизма избранных, тесного и дружественного общения внутри группы, а также пренебрежительного отношения к остальному миру.

Быков считаетИскаемый идеал нового человека возможен лишь при серьёзном общественном потрясении, сравнимом с Великой Французской революцией.

Наталья Красс — кандидат филологических наук и учитель литературы. Она считает, что давление на подростков может привести к трагическим последствиям, как показано в книге Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце» — болезнь и смерть. Но в теории Стругацких, по ее мнению, есть смысл в высоком статусе учителя, играющего ключевую роль в воспитании и обучении.

Учитель литературы Анна Иванова (фамилия — псевдоним) Считается, что воспитание без семьи излишне возвышает роль педагога-профессионала. Учитель превращается практически в единственного наставника, проводника, ментора. Без семейных ценностей дети будто лишаются души и тепла. При этом не обязательно, что воспитание, даже в очень здоровом коллективе, скажется на взрослом человеке лучше, чем воспитание в материнской любви и заботе. В этом смысле гораздо важнее идея ответственного материнства: школы для молодых или будущих родителей.

Утопичной ВТВ считал Борис Стругацкий считает, что процесс обучения невозможно алгоритмизировать и он больше похож на творческий акт. Каждый ученик — это уникальное создание, подобно произведению искусства автора или писателя. Внедрение ВТВ потребует не просто лет, а многих десятилетий. По этой причине теория Стругацких пока остается «фантастическим обстоятельством».