Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • «Учитель года России»
  • Всероссийская олимпиада для учителей «Хранители русского языка»
  • Соревнование профессионалов «История в образовательном учреждении: обычаи и новшества».
  • Соревнование умений педагогов по предмету «Обществознание»
  • Всероссийская олимпиада для педагогов информатики «ПРО-IT».
  • Федеральная олимпиада для педагогов по предметам естественнонаучного цикла «ДНК науки».
  • Конкурс краеведов
  • Педагогическая олимпиада для учителей начальных классов «Мой первый учитель».
  • Конкурс для учителей «Воспитать человека»
  • Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
  • Конкурс «Урок для учителя»

Если вы хотите не просто вести уроки, но и развиваться в профессии, всероссийские конкурсы для педагогов — прекрасная возможность проявить себя.

В России проводится много конкурсов для педагогов: «Учитель года России» — главный из них, а также десятки других для воспитателей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. В 2025 году состоится множество официальных конкурсов, где можно проявить себя, пообщаться с коллегами и получить денежные премии.

«Учитель года России»

Он — один из главных конкурсов для учителей России. В 2025 году состоится его уже 36-е проведение. Основные категории остались прежними: «Учитель года», «Классный руководитель», «Педагогический дебют» и «Советник по воспитанию».

В конкурсе «Учитель года России» есть много участников, которые работают вместе как семья.

  • «Воспитатель года России»;
  • «Сердце отдаю детям» (для работников сферы дополнительного образования);
  • «Педагог-психолог России»;
  • «Мастер года»;
  • «Учитель-дефектолог России»;
  • «Учитель-международник».

Соревнования проходят в три этапа. Сначала педагоги соревнуются на местном уровне с ноября по февраль. Затем победители переходят на региональный этап с марта по май, представляя свою область или республику. Лучшие участники выходят в финал, который проходит в сентябре — октябре и приурочен ко Дню учителя. В финале педагоги проводят уроки, участвуют в дискуссиях и профессиональных испытаниях.

Победитель получает звание «Учитель года России» и становится на один год советником министра просвещения РФ. Разрабатывает образовательные инициативы, выступает на форумах и делится опытом на федеральном уровне.

Для победы в конкурсе педагогу нужно показать:

  • Как он ведет урок. Важно убедиться, что уроки не были бы формальными и скучными, а интересными и результативными. Например, вместо традиционного объяснения учитель может предложить детям изучить тему на реальных примерах, обсудить её в группах или провести эксперимент. Необходимо уметь управлять классом, обращать внимание на реакцию учеников, подстраиваться под их уровень и вовлекать всех в процесс.
  • Как он общается с учениками, родителями и коллегами. Хороший учитель находит общий язык со всеми. Поддерживает учеников при трудностях, объясняет родителям, как помочь с учёбой, и обсуждает с коллегами, как сделать школьную жизнь более интересной. На конкурсе нужно продемонстрировать открытость к общению и умение решать сложные ситуации.
  • Как он подходит к обучению творчески. Важно не просто повторять учебник, а искать новые способы объяснения материала. Например, по истории можно предложить ученикам снять видео о событиях эпохи или провести урок в формате ролевой игры. По математике — объяснить сложную тему через примеры из жизни, понятные детям.
  • Как он рассуждает о будущем образования. Преподаватель обязан осознавать актуальные трудности современного образовательного учреждения и располагать стратегиями их устранения. К примеру, демонстрировать эффективность цифровой техники в процессе обучения или акцентировать значимость не только передачи информации, но и формирования у обучающихся навыков критического мышления.
  • Как он рассказывает о себе и своей работе. На конкурсе часто требуется снять видеопрезентацию или выступить перед жюри. Важно говорить просто и увлекательно: о том, в чём уникальность вашего метода, ваших принципах и ярких успехах учеников. Главное — не перечислять формальности, а рассказывать с примерами и живыми историями, которые покажут вашу любовь к работе.

Для желающих принять участие проводятся очные и онлайн-семинары, а также консультации. На сайтах конкурсов доступны видеозаписи и материалы участников и победителей прошлых лет для вдохновения.

Часто именно в таких конкурсах учитель демонстрирует свои способности и начинает активно делиться опытом: выступает с презентациями, посещает слеты, форумы, конференции. И в результате быстро получает повышение.

Совет: Прежде чем принять участие в конкурсе, задайте вопрос: «Зачем мне это нужно?» Ответ поможет написать эссе «Я учитель» – последнее время его пишется очно, а не удаленно – и подготовиться к публичной лекции.

Всероссийский конкурс для учителей «Хранители русского языка».

Олимпиада по русскому языку организована Государственным университетом просвещения и Благотворительным фондом «Эмпатия» для педагогов и студентов филологических специальностей.

Как проходит олимпиада:

  1. Регистрация начинается в конце сентября и продолжается до начала октября. Заполните заявку на сайте, чтобы получить доступ к заданиям.
  2. В октябре проводится первый, отборочный, этап конкурса онлайн. Преподаватели выполняют тестовые задания по русскому языку и методике обучения.
  3. Второй этап, квалификационный, пройдёт онлайн во второй половине октября. Задания будут более сложными: потребуется анализ текстов и решение сложных языковых ситуаций.
  4. В начале декабря финальное мероприятие пройдёт в российском городе. Участники приедут для очного состязания, где проведут уроки, рассмотрят трудности педагогической практики и примут участие в дискуссиях.

Лучших учителей награждают дипломами, призами и предоставлением возможности пройти обучение бесплатно. Участие в финале также служит отличным способом проявить себя, поделиться опытом с коллегами и установить новые профессиональные контакты.

Соревнование профессионалов «История в образовательном учреждении: обычаи и инновации».

В рамках всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации» фонд «История Отечества» совместно с Ассоциацией учителей истории и обществознания определяют и поддерживают талантливых преподавателей, внедряющих новые подходы к обучению и способствующих эффективному осмыслению отечественной истории.

Как проходит конкурс:

  1. Конкурсантам следует заполнить анкету на официальной странице мероприятия и предоставить требуемые бумаги. Заявки, как правило, принимаются до конца июня.
  2. Учителя демонстрируют открытый урок по одной из тем, посвящённых юбилейным датам отечественной истории. Представлены методический план, презентация и видеозапись урока для оценки жюри.
  3. Финалистов приглашают в Москву для показа навыков самопрезентации, проведения мастер-классов и участия в публичных дискуссиях. В итоге выбирают победителей из каждого федерального округа России.

Победители конкурса награждаются деньгами.

  • Первое место: 260 000 рублей;
  • Второе место: 215 000 рублей;
  • Третье место: 180 000 рублей.

Участникам вручаются сертификаты, а победителям этапов — дипломы лауреатов.

Соревнование умений педагогов по предмету «Обществознание».

Конкурс призван повысить популярность профессии преподавателя обществознания, совершенствовать навыки педагогов и стимулировать их профессиональное развитие. В числе организаторов — Министерство юстиции, Министерство просвещения и Следственный комитет России.

Победители получат возможность обучаться в Всероссийском государственном университете юстиции за счёт университета, а также ценные призы и подарки от партнёров конкурса.

Запись продолжается до середины февраля. Процедура отбора привычна: два дистанционных тура и один заключительный очный этап.

Всероссийский конкурс для учителей информатики «ПРО-IT»

Всероссийская олимпиада «ПРО-IT» — это мероприятие для педагогов, обучающих информатике в школах. Организует его Академия Минпросвещения России, а участие доступно всем преподавателям. Проверка знаний по предмету сочетается с оценкой умения применять современные технологии в обучении.

Соревнование лучших программистов проводится в течение трёх этапов: дистанционный этап в марте-апреле, региональный в конце апреля и финальный в мае. Участники будут состязаться в решении практических задач и проектировании.

Победителям положены денежные премии, дипломы, сертификаты на обучение и бесплатное повышение квалификации. Самое важное — признание среди коллег по профессии. Многие финалисты получают предложения о работе в престижных образовательных проектах или возможность представить свои разработки на всероссийском уровне.

Участие в Олимпиаде бесплатно. Открытие регистрации на 2025 год произойдет весной, узнавайте о подробностях на официальном сайте.

Всероссийская олимпиада для преподавателей естествознания «ДНК науки».

Министерство просвещения проводит олимпиаду по трем основным направлениям: физике, химии и биологии. Событие проводится весной традиционно в три этапа: дистанционный, региональный и финал. Задания выдаются по предметам специализации участника, а не всем трём предметам каждому.

Победители и призеры олимпиады получают дипломы, сертификаты и право пройти повышение квалификации. Участие в олимпиаде дает педагогам возможность заявить о себе на федеральном уровне, обменяться опытом с коллегами и внедрять новые методики в образовательный процесс.

Конкурс краеведов

Международный конкурс краеведов, работающих с молодежью, организован Российским историческим обществом и фондом «История Отечества». Цель конкурса — помочь педагогам делиться эффективными методами обучения и рассказывать детям и подросткам до 18 лет о истории своего края.

В конкурсе принимают участие учителя школ, педагоги дополнительного образования, сотрудники учреждений культуры и представители негосударственных организаций. Главное требование — реализация проектов по воспитанию и образованию молодёжи, пропаганде истории своего края.

Участники заполняют формы, создают видео об исследовательской работе и демонстрируют проекты на заключительном этапе.

Победители получают денежные призы:

  • Первое место — 150 000 рублей;
  • Второе место — 100 000 рублей;
  • Третье место — 50 000 рублей.

Каждый участник финала получает диплом и шанс издать свою работу.

Всероссийская олимпиада учителей начальных классов «Мой первый учитель».

Российская академия образования и ведущие педагогические университеты проводят Олимпиаду для педагогов начальной школы. Участники получают дипломы, сертификаты, удостоверение о повышении квалификации, ценные призы от организаторов, а также тур в Москву на финальный этап с оплатой проживания и питания.

Три категории номинантов: предметно-образовательная деятельность, социально-воспитательная работа и общение с родителями, а также психолого-педагогическая поддержка учеников.

Этапы олимпиады:

  1. В заочном туре участники зарегистрируются на сайте олимпиады, где загружают профессиональный портфель, сведения об образовании, квалификации, достижениях и проект по избранной номинации.
  2. В онлайн-туре участники предоставляют развернутое описание проекта и видеосъемку, демонстрирующую работу с детьми в его рамках. После просмотра видео жюри организует интернет-собеседование с участниками для обсуждения проекта.
  3. В Москве проходит очный этап конкурса. Участники демонстрируют результаты своих проектов и отвечают на вопросы экспертов.
  4. Финал разделяется на два этапа: «Мастер-класс» и «Публичные дебаты». По результатам каждый этап определяет победителя в каждой номинации. Дипломанты тайным голосованием выбирают Лидера Олимпиады, который в течение года представляет интересы учителей в органах власти и выступает советником Председателя Общероссийского Профсоюза образования.

Совет: Для участия в конкурсе часто требуется снять видеовизитку и продемонстрировать себя в разных амплуа: учителя, классного руководителя, члена семьи. Порой педагоги берутся за это в последние дни и понимают недостаток материала. Начинайте запись заранее. Создавайте короткие видео с обычных уроков, снимайте учеников на экскурсиях, себя на педсовете или семинаре, видеоотзывы родителей, выставки детских работ.

Конкурс «Воспитать человека» для российских педагогов.

Подходит тем, кто больше увлечен воспитательной работой, чем преподаванием предметов.

  • Педагоги всех уровней образования: детских садов, школ, колледжей и университетов.
  • Консультанты руководителей по обучению и работе с молодежными организациями.
  • сотрудники организаций дополнительного образования;
  • Люди, обслуживающие детские и юношеские организации.
  • Педагоги учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

На конкурс допускаются как индивидуальные воспитательные практики, так и программы воспитания в целом.

Победители и лауреаты конкурса удостоиваются дипломов и грамот от Министерства просвещения РФ, денежных премий и оплаченных стажировок в ведущих педагогических центрах страны. Лучшие работы публикуют в сборниках Минпросвещения и специализированных журналах.

В конкурсе 10 номинаций:

  • «Навигаторы детства»;
  • «Семья и школа. Семейные ценности»;
  • «Уклад образовательной организации»;
  • «Здоровье нации»;
  • «Трудовое воспитание»;
  • «Формирование детского коллектива»;
  • «Воспитание и социализация личности»;
  • «Гражданско-патриотическое воспитание»;
  • «Воспитание на основе кадетских традиций»;
  • «Эстетическое воспитание».

В заключительной части участникам предстоит решить ситуации из педагогической практики, составить проект и ответить на вопросы жюри.

Совет: Чтобы участвовать в конкурсе, необходимо создать публичный профиль во ВКонтакте и убедиться, что его содержание соответствует статусу педагога. При регистрации обязательно нужно указать ссылку на ВК, а одно из заданий конкурса — написать и опубликовать на странице эссе «Мое педагогическое кредо».

Предстоит подготовить заявление в марте — апреле, пройти обучение на вебинарах и участвовать в творческих конкурсах.

Конкурс «За нравственный подвиг учителя»

В России проводится конкурс для педагогов, работающих с детьми и молодёжью до двадцати лет.
Организуют его Министерство образования и науки РФ и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе.

В конкурсе участвуют представители всех типов учебных заведений России: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и высшей школы.

Объявление номинаций происходит заранее, как правило, в конце декабря. Для первого этапа необходимо предоставить разработку, проект или программу воспитания. Заявки и первый этап проходят до конца марта, а результаты будут объявлены в следующем декабре.

Лучшие разработки опубликуют. Победителей и призеров ожидает торжественная церемония награждения в Москве: дипломы, подарки от спонсоров и благодарственные письма Министерства просвещения Российской Федерации. Награды вручит Святейший Патриарх Московский и всея Руси, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, а также видные государственные деятели.

Конкурс «Урок для учителя»

«Урок для учителя» — командное соревнование профессионалов для учителей, студентов и выпускников высших учебных заведений и педагогических колледжей. В конкурсе представлены направления: история, обществознание, филология, математика, физика, информатика, география.

Этапы проведения:

  1. Каждый участник принимает участие в онлайне тесте по профессиональным навыкам педагога.
  2. Прошедшие тестирование успешно объединяются в группы по три человека, где каждый специализируется на разных областях.
  3. Поставленная задача: команды создают концепт и сценарий занятия, объединяющего различные дисциплины.
  4. В финале команды выполняют подготовленную работу и посещают мастер-классы.

Учителя из различных школ и районов могут составить команду.

Победители получают публикацию материалов, контракт с Высшей школой экономики на создание курса для школьников и денежное вознаграждение. Все участники могут обучаться на курсах ВШЭ.

Совет: Формируя команду, важно осознанно выбирать участников и действовать быстро. Не имеет значения, откуда вы родом. Важнее всего, чтобы у вас были сходные взгляды на то, каким должен быть качественный урок. Для этого необходимо точно определить, каким учителем вы хотите быть и в чем ваша педагогическая сила. Постарайтесь собрать команду сразу же после того, как организаторы дадут такую возможность. Откладывание решения может снизить шансы выбрать творческих коллег по близким предметам.

В 2025 году конкурсы для педагогов — это не только состязание, но и возможность роста профессионализма. Даже без призового места участие позволяет сформировать портфолио, получить диплом и рекомендации, повысить квалификацию и заявить о себе. Для многих конкурс становится важным этапом в карьере, открывая новые возможности и перспективы.