
Изображения: Depositphotos, рисунки – Юлия Замжицкая.
«Забудьте всё, чему учили в школе», — советуют студентам при поступлении в университет. «Забудьте всё, чему учили в вузе», — слышно выпускникам педагогических университетов, устроившихся по специальности. Возникает вопрос: почему годы обучения оказываются бесполезными? Что на самом деле необходимо начинающему педагогу?
Зачастую будущие преподаватели поступают в педвузы на обучение длительностью четыре или шесть лет.
Но структура у него одинаковая.
Образовательные программы В педучилищах программа обучения включает общеобразовательную и специализированную части. К общеобразовательным дисциплинам относятся, к примеру, философия, история, естествознание, физкультура, социология и русский язык.
Программа включает три обязательных модуля: предметно-содержательный, психолого-педагогический и методический. Вузы также могут предлагать дополнительные модули, например, «Дополнительное образование».
В школе будущим педагогам обычно не трудно работать с предметно-содержательным модулем. Другие два модуля вызывают сложности.
Не хватает методических знаний и умений
В рамках методического модуля будущие педагоги знакомятся с дидактикой, методикой и принципами преподавания. методический блок Программа подготовки педагогов может занимать до тысячи учебных часов, поскольку отдельно рассматриваются преподаваемые дисциплины: математика, русский язык, окружающий мир и другие. Однако значительное количество часов не гарантирует высокую методическую подготовку будущего учителя.
Наталья преподает русский язык семь лет.
В школе я увидела, что мне не хватает знаний в методике преподавания. В университете учили основам, но как сделать их доступными для школьников — это задача учителя. Я много времени уделяю созданию ментальных карт для учеников по каждой теме. Это делает информацию интересной и понятной.
Проблемы могут возникнуть из-за того, что за четыре года не получается освоить все стороны деятельности учителя.
Дина Бондарева, кандидат биологических наук, работает методистом для учителей естественных дисциплин.
Методическая школа настолько обширна, что изучить все теоретические аспекты невозможно. Если учесть, что студентам необходимо не только запомнить, как правильно обучать детей, но и понять суть методик, то следует совершенствовать всю систему.
Некоторые выпускники педагогических вузов не осведомлены о современных трендах в образовании.
Александр, учитель географии, 12 лет стажа:
В вузе учили по советским методикам, которые во многом хороши и оправданны. Однако, придя работать в школу, узнал про ФГОС, о котором в университете вообще не говорили. Теперь приходится учить по-новому.
Анна — учительница географии и биологии с четырёхлетним стажем.
В образовании происходят стремительные изменения. Во время учебы в институте о инклюзивном образовании никто не говорил, дефектологии даже не существовало. А сейчас в школах учатся дети с особыми потребностями. У меня нет методик работы с такими детьми. Приходится искать варианты. Если бы нас этому учили в институте, работа шла бы эффективнее.
Не научили работать с родителями
Студенты педвузов осваивают дисциплины психолого-педагогического модуля, изучая основы педагогики, принципы обучения и воспитания, а также общую и возрастную психологию, чтобы научиться работе с детьми. В вузах не говорят о том, как работать с родителями.
Ада, учитель начальных классов, 1 год стажа:
С малышами контакт установился сразу, мне с ними легко. С родителями труднее. В университете мы изучали психологию детей и подростков, а как взаимодействовать со сформировавшимися взрослыми — такого курса не было.
Виктория, преподающая английский язык четыре года.
Из-за предыдущего опыта работы в сфере обслуживания у меня не возникало проблем с общением. Но за несколько лет работы в школе неоднократно испытывала неприятные ощущения от общения с родителями. Откровенное хамство и потребительское отношение к учителю — это, к сожалению, норма. Хороший педагог должен уметь найти общий язык с любым человеком, но вуз не обучал основам конфликтологии или возрастной психологии.
Недостаточно практики
Опыт работы помогает студентам применять полученные знания в действительности. Практики формально делятся на две категории — учебные и производственные.
Во время предметных практик студенты закрепляют изученный материал, стремясь к полному овладению дисциплиной, которую в дальнейшем будут преподавать. Будущие учителя начальных классов проходят учебную практику по естествознанию, математике и русскому языку; историки — археологическую; географы — полевую.
В школе студенты проходят производственную практику под руководством педагогов. Ведутся уроки, кружки, выполняется работа классного руководителя, взаимодействие с детьми происходит и вне учебного времени.
Эти практики не могут решить все проблемы молодого педагога. Занятия проходят под управлением учителя, что неизбежно сказывается на поведении учеников и течении урока. Когда начинаются самостоятельные занятия, многие преподаватели встречают трудности.
Полина — учительница истории, имеющая 4 года опыта работы.
В университете нам показали лишь одну сторону профессии учителя. Учили, как всё должно быть идеально. Но на практике идеальность никогда не получается — работаем же с детьми, поэтому неожиданностей самые разные происходят. Когда впервые осталась наедине с классом, у которого большие проблемы с дисциплиной, и все 30 человек были настроены заниматься чем угодно, но только не слушать меня, поняла: придется еще постараться, чтобы научиться завладевать вниманием детей.
Алиса — будущая учительница, обучающаяся на последнем курсе педуниверситета.
Работа мне очень нравится. Руководство школы предоставило мне сильных учеников. Но возникла проблема, о которой я раньше не думала. Сначала дети меня явно проверяли: готовили сложные вопросы, ожидая моей реакции. Дол admission, первое время я была не на месте, этому нужно учиться.
Педагоги считают, что обучение в высшем учебном заведении по педагогике было не только полезным, но и обязательным, несмотря на выявленные недостатки.
Александр:
Несмотря на критику системы высшего образования, его вклад в наши достижения неоспорим. Достижения требуют самостоятельной работы, которая, в свою очередь, подчеркивает важность непрерывного обучения.
Полина:
Учеба в университете подарила самые прекрасные годы: идеальное сочетание работы и отдыха, освоение увлекательных дисциплин, а также возможность участия в практиках вне стен аудитории. Несмотря на недостатки, получение образования оказалось ценным опытом.