Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

«Забудьте всё, чему вас учили в школе», — говорят студентам при поступлении в университет. «Забудьте всё, чему вас учили в вузе», — слышат выпускники педагогических университетов, начав работать по специальности. Возникает вопрос: почему годы обучения оказываются бесполезными? Что на самом деле необходимо начинающему педагогу? Вместе с молодыми учителями разбираемся в этом вопросе.

Будущие преподаватели обычно обучаются в педагогическом институте 4-6 лет. Учебный план зависит от вуза, выбранной специальности, режима обучения и уровня подготовки.

Но структура у него одинаковая.

Образовательные программыВ программах педагогических вузов есть общеобразовательная и специальная части. К первой относятся, например, дисциплины по философии, истории, естествознанию, физической культуре, социологии и русскому языку.

Профессиональная составляющая программы включает три обязательных модуля: предметно-содержательный, психолого-педагогический и методический. ВУЗы также могут включать дополнительные модули по выбору, например, «Дополнительное образование».

В школе обычно хорошо справляются с предметно-содержательным модулем, но трудности могут возникнуть с другими двумя.

Не хватает методических знаний и умений

В рамках методических модулей студенты изучают основы педагогики, методику и принципы обучения. Объем учебного времени определяется количеством предметных областей, которые необходимо освоить будущему учителю. методический блок Программа подготовки к профессии может занять около тысячи учебных часов, поскольку раздельно изучаются методы обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим предметам. Однако большой объем часов не гарантирует высокое методическое мастерство будущего учителя.

Учителя русского языка с семилетним стажем зовут Наталья.

В школе я заметила, что у меня недостаточно знаний в методике преподавания. В вузе изучали базовые знания, но как их преподнести школьникам понятно и интересно — это задача учителя. Я трачу много времени на создание ментальных карт для учеников по каждой теме, чтобы сделать информацию более интересной и доступной.

Проблема может быть связана с тем, что за четыре года не всегда удаётся освоить все стороны деятельности учителя школы.

Дина Бондарева, кандидат биологических наук, методист по обучению учителей естественных наук.

Методическая школа столь обширна, что изучить все теоретические аспекты невозможно. Потребуется не просто запомнить правильную методику обучения детей, но и постичь ее суть, поэтому нужна модернизация всей системы.

Некоторые выпускники педагогических вузов не знают о последних тенденциях в области образования.

Александр, учитель географии, 12 лет стажа:

В вузе учили по советским методикам, которые во многом хороши и оправданны. Придя работать в школу, узнал о ФГОС, о котором в университете не говорили. Теперь нужно учиться новому.

Анна работает учителем географии и биологии четыре года.

Образование претерпевает стремительные изменения. Во время учебы в институте инклюзивное образование и дефектология были незнакомы. Сейчас же в школах обучаются дети с особыми потребностями. Без методик работы с такими детьми приходится искать нестандартные решения. Обучение этим методам в институте повысило бы эффективность труда.

Не научили работать с родителями

В рамках подготовки к работе с детьми студенты педвузов изучают дисциплины психолого-педагогического модуля: основы педагогики как науки, принципы обучения и воспитания, общую и возрастную психологию. Однако в вузах не всегда освещаются аспекты взаимодействия с родителями.

Ада, учитель начальных классов, 1 год стажа:

С малышами у меня сразу завязался контакт. Мне с ними легко. А вот с родителями работать сложно. Здесь чувствуются проблемы, связанные с обучением в вузе: мы изучали психологию детей и подростков, а как строить адекватные связи со взрослыми людьми, чьи модели общения уже сформировались, этого в нашей программе не было.

Виктория преподает английский язык уже четыре года.

До работы в школе трудилась в сфере обслуживания, поэтому общение не вызывало затруднений. За годы педагогической деятельности неоднократно сталкивалась с неприятными моментами при взаимодействии с родителями. Откровенное хамство и потребительское отношение к учителю — к сожалению, обычное явление. Хороший педагог, возможно, должен уметь наладить контакт с каждым человеком, но вуз не предоставлял мне знаний конфликтологии или возрастной психологии.

Недостаточно практики

Практика дает возможность студентам применить полученные знания в действительности.
Разделяют практики на предметные и производственные.

В ходе практик студенты укрепляют полученные знания, чтобы овладеть преподаванием выбранной дисциплины. Будущие учителя начальных классов проходят практику по естествознанию, математике и русскому языку; историки — археологическую; географы — полевую.

Студенты проводят производственную практику в школе под руководством учителя. Ведут уроки, кружки, исполняют обязанности классного руководителя и общаются с учениками в свободное от занятий время.

Эти практики не способны решить все проблемы молодого педагога. Дисциплина и порядок на уроке зависят от руководителя занятий. Многие учителя испытывают трудности при самостоятельном ведении уроков.

История преподаёт Полина, имеющая стаж работы четыре года.

В университете показали нам лишь одну сторону работы учителя. Давали знания о том, как все должно быть наилучшим образом. Но на практике идеальность недостижима — работа с детьми полна неожиданностей. Когда впервые оказалась одна с классом, у которого серьёзные проблемы с дисциплиной, и все 30 человек были настроены заниматься чем угодно, но только не слушать меня, я поняла: нужно будет еще постараться, чтобы научиться управлять вниманием детей.

Алиса — будущая учительница из финального курса педуниверситета.

Мое дело мне очень нравится. Школьное руководство предоставило меня сильным детям. Возникла неожиданная проблема, о которой раньше не думала. Сначала дети явно проверяли меня — готовили сложные вопросы, ожидая реакции. Признаюсь, первое время я была сбита с толку, нужно этому учиться справляться.

Педагоги считают, что обучение в вузах, специализирующихся на педагогике, оказалось не только полезным, но и обязательным.

Александр:

Система высшего образования заслуживает критики, но без неё сложно представить текущий уровень достижений. Несмотря на необходимость самообразования для восполнения пробелов, непрерывное обучение остаётся ключевым фактором развития.

Полина:

Университетские годы запомнились как самые лучшие: идеальное соотношение учёбы и отдыха, погружение в любимые темы, практика на местах и преподавание. Несмотря на недостатки, полученное образование оказалось ценным.