Фото: img.freepik.com

Изображение: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Зачем вести записи после рабочего дня? Почему важно сохранять память о моменте энтузиазма и у педагогов, и у детей? Как застой в работе может превратиться в возможность развития? О этом и многом другом в… Открытой студииО системе ММСО рассказывает кандидат философских наук, доктор психологических наук, педагог Александр Лобок, а педагоги делятся историями из своей практики.

Педагогический дневник служит для фиксации увлекательных моментов, интересных мыслей и детских фраз. Такой подход стимулирует создание диалога с учениками на новом уровне.

Педагогика – не технологии для получения экзаменационных результатов. Её суть — создание уникальных культурных пространств. Если ученики пропускают урок и вместо учителя выходит коллега, работающий по той же программе и ведящую ту же тему, ученики почувствуют разницу. Ведь учебный процесс строится не на методиках, а на интонациях, стиле общения и мелочах, которые нельзя передать другому.

Дневник с описанием пульсирующей речи во время урока — показатель качества взаимодействия с учениками. Результатом становится не просто усвоенный материал, а фразы детей, свидетельствующие о качественном личностном росте. Чем профессиональнее педагог, тем чаще на его занятиях появляются уникальные реплики, которые хочется сохранить.

Для ведения таких дневников учителю необходимо уметь цитировать детей. По окончании урока кратко запишите запомнившиеся моменты. При постоянной работе выстроится эффективное рефлексивное зеркало.

Екатерина преподает русский язык и литературу в школе «Класс-Центр» Москвы.

В начале урока к девятиклассникам заходит опоздавший мальчик с томиком Пушкина под мышкой. Спрашиваю его, что это за книга. «Не знаю. Какой-то Пушкин. „Евгений Онегин“ называется», — отвечает он. Этот ребёнок знает Бродского наизусть, но ведёт себя так, будто ничего не читал. Я прошу его рассказать о произведении — он включается в игру: «Мелодрама такая. Сначала она любит, потом он влюбляется. Не читайте, зачем вам это». Я с ним соглашаюсь. В ответ он говорит: «Там правда ещё убийство было, может быть, вам понравится».

В одиннадцатом классе на уроке русского языка повторяли чередование гласных в корне. Было жарко, и один ученик снял свитер. Когда стало холодно, он встал, в полной тишине оделся и сел. Другой мальчик сказал: «Ой, а я испугался. Думал, что он оденется и уйдёт из класса, прямо как Бродский».

Комментарий Александра:

Каждый ребенок таким образом рассказывает что-то важное о себе, не просто о Бродском, а о своей культуре. Такие фразы составляют неповторимое полотно урока. В корнях с чередованием уникальности нет — это будет и на следующий год. А вот реплики детей всегда оригинальны. Благодаря им учебный материал оживает и становится отражением креативной энергии.

Анна — преподаватель математики лицея № 15 города Люберцы.

На уроке геометрии ученица забыла теорему о трёх перпендикулярах. возмутившись, сказал: «Это всё потому, что вы не учите стихи». попросил её прочитать что-то из недавно пройденного на литературе. Она ответила, что помнит творчество Сергея Есенина. Тогда предложил ей рассказать «Письмо к женщине» и пообещал за это добавить балл к решению задачи. Подняла руку другая ученица: «Можно я прочту?». Согласился, но при условии, что она решит другое задание. Она вышла к доске, справилась с ним и рассказала стихотворение целиком. Ставлю ей пятерку. А на перемене подходит первая девочка и просит разрешения прочесть другое стихотворение Есенина. Она тоже получила «отлично». сказала ей, что нельзя быть хорошим математиком, не являясь в душе лириком.

На уроке в пятом классе изучали обыкновенные дроби. Чтобы детям было легче разобраться, я решила использовать конфеты – попросила заранее принести по шесть штук. Поочередно вызывала учеников и просила дать мне 1/6, ½ и т.д. Дошли до 1/12. Задумка была такая, чтобы ребенок разломил каждую конфета пополам и отдал половину. Но один мальчик растерялся. Другой достал еще шесть конфет и отдал 1/12. В надежде, что у него больше нет, попросила 1/24, а он побежал к портфелю за новыми. Остановились на 1/96 – оказалось, у него был килограмм карамелек.

Комментарий Александра:

Из-за неожиданного введения ребенка с конфетами учительница попала в непростую ситуацию.

Программа обучения служит стимулом для личностного роста. Главное — как в выполнении заданий раскрывается интеллект, речь и мышление каждого ученика.

Важные аспекты теряют своё значение потому, что не востребованы. Комиссия требует отчёта, интересуясь не словесными творениями детей, а успехами в обучении. Результатом выступают текстовые произведения, созданные в ходе урока, а не баллы за экзамен. Не забывайте спрашивать детей о запомненных фразах друг друга.

Антон Семенович Макаренко прославился как великий педагог благодаря описанию в «Педагогической поэме» живых ситуаций из дневников. В книге нет методик, только рефлексия. Самое главное – первая часть, где автор рассказал о своих поражениях. Настоящий учитель не боится показывать свои неудачи. Давайте совершим усилие для фиксации этой микрожизни, которая составляет чудо «Педагогической поэмы».