Фото: img.freepik.com

Школа просуществовала всего три года — с 1859 по 1862. Однако все, к чему прикасался ее создатель, приобретало исключительное значение. Школа не стала исключением. Речь идет о Яснополянской школе для крестьянских детей, основанной Львом Толстым.

Школа писателя являлась одним из первых образовательных учреждений в России, где сельских детей учили без строгих правил поведения и обязательной программы обучения. Толстой верил, что обучение должно основываться на желании ребенка и возможности выбирать.

История яснополянской школы

Льву Николаевичу тридцать лет. У него ещё нет знаменитой окладистой бороды. Он даже толстовку не носит. Соответственно, и слова «толстовка» оттого ещё нет. Уже написаны «Утро помещика», автобиографическая трилогия, Севастопольские рассказы. Но не начато ни одного романа. Лев Николаевич молод, не женат, однако исполнен чувства собственной значительности. Можно сказать, что он вовсю готовится стать Львом Толстым — таким, каким сегодня его знает каждый. Тут-то и начинается тот самый трёхлетний период в жизни классика, который сам он впоследствии назовет периодом «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом».

1859 год — основание школы. Важно отметить, что это не первая попытка заниматься образованием: ещё в 1849 году организовал обучение крестьянских детей у себя дома, а после путешествия по Европе (1857–1858) заинтересовался методами западных педагогов и решил их применить в России.

1860–1861 годы — расцвет. К 1860 году школу посещало около сорока детей, позднее число возросло до шестьдесяти-со seventy.

В обучении применялась уникальная методика Толстого: свобода, естественное развитие ребенка и отказ от принуждения. Он лично преподавал математику, физику и историю, писал учебники, заботясь о том, чтобы обучение было интересным и полезным. В школе Толстого также изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, столярное дело и сельскохозяйственный труд — для этого приглашались четыре учителя.

Процесс движется вперед. Лев Толстой чувствует себя победителем. В 1860 году его увлекает долгое путешествие по Европе, где посещает учебные заведения.

В резюме сказано: «Можно написать целые книги об невежестве в школах Франции, Швейцарии и Германии». Толстой движется в правильном направлении — можно с чистым сердцем продолжать дело. Вскоре издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна» и пишет своей двоюродной тетке: «Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться — это школа».

1862 год — закрытие. Толстой отправляется на лечение ослабленных легких, поехав на кумыс в Башкирию. Через полтора месяца пребывания Толстого на хуторе Каралык в Ясную Поляну пришли жандармы и произвели обыск в школе. Узнав об этом, Лев Николаевич немедленно прерывает лечение и возвращается в свое имение. Оттуда он пишет гневное письмо Александру Второму. Результатом становится еще один визит офицера жандармов — на сей раз с извинениями.

С одной стороны, всё это глупость. Но представьте: вы граф, гений, импульсивный. Всё бурлит внутри. И вот на кумысе к вам приходит новый литературный замысел — эпопея о событиях наполеоновских времен. В результате Лев Николаевич прекращает деятельность школы и полностью отдаётся работе над романом «Война и мир».

Стоит ли сожалеть о такой развязке? Вряд ли. Толстого все равно помешали бы спокойно заниматься школой. Ее рано или поздно просто закрыли бы, доведя создателя до серьёзного нервного расстройства — ни какой кумыс не помог бы.

Роман «Война и мир» представлен в полной мере и можно скачать его бесплатно.

Что отличало школу на Ясной Поляне?

Толстой полагал: основная проблема современного образования заключается в принуждении к обучению. Каждый человек, каждая личность обладает потребностью в знаниях — сильной, можно сказать, инстинктивной. Поэтому обучение не должно быть навязываемым, тогда оно доставит радость ученикам.

Каждый ученик мог в любой момент встать и покинуть класс без замечаний и преград. Если ушел — ушел. Его право. На занятиях рассаживались как удобно: на лавках, столах, подоконнике или прямо на полу. Можно было разговаривать и смотреть в тетрадь товарища. Ответов у доски не было. Основатель ясного полянки считал, что такой метод пугает детей и подавляет их желание учиться.

Лев Николаевич отлично знал, что домашние задания дома выполниться не могут: детей сразу после уроков загружают крестьянскими делами до поздней ночи.

Педагогические технологии Толстого дали свои результаты. Дети проявляли интерес к обучению. Иногда уходили с урока, даже весь класс. Но если оставались (в основном всё же оставались), то работали с удовольствием и интересом. Практически не хулиганили — смысла не видели.

Школьные занятия нам приносили удовольствие, но с еще большим усердием их проводил наш учитель Лев Николаевич. Его преданность делу была настолько велика, что он часто оставался без завтрака.
В школе его вид был строгим. Он требовал от нас аккуратности, бережного отношения к учебным материалам и честности. Не одобрял проделки учеников… Предпочитал, чтобы на его вопросы давались точные ответы, без приукрашиваний… На протяжении трех лет в нашей школе всегда поддерживался образцовый порядок.

Василий Морозов

ученик Яснополянской школы

Расписание учебного дня

В школе Толстого занятия не подчинялись строгим расписаниям. Время начала и продолжительность уроков оставались гибкими: дети могли приходить и уходить по своему желанию, а длительность занятий варьировалась от получаса до нескольких часов, исходя из интереса и участия учеников.

В течение учебного дня с утра до полудня дети учились с педагогом, а после обеда занимались творчеством: пением, рисованием или чтением вслух.

Как яснополянская школа работает сейчас

На месте бывшей Яснополянской школы работает Яснополянский образовательный комплекс имени Льва Николаевича Толстого. Это современная школа, которая хранит и развивает традиции, которые писатель заложил ранее.

Школа придерживается и совершенствует педагогические концепции Льва Толстого, в то же время адаптируя их к нынешним реалиям: особое значение придаётся уважению к личности ученика, развитию его творческого потенциала и поддержанию демократической атмосферы в процессе обучения.

В состав образовательного комплекса входит Центр поддержки одаренных детей Тульской области. В нём обучаются старшеклассники, прошедшие конкурсный отбор.
Живут они в пансионе на территории комплекса. Там для них созданы комфортные условия: уютные комнаты, кабинеты для самостоятельных занятий, актовый зал и столовая.

В центре проходит обучение по специальностям естественных и гуманитарных наук с акцентом на углубленное изучение. Программа обучения дополнена дополнительными курсами и внеклассными занятиями, предоставляющими возможность более глубокого освоения выбранных дисциплин.

В коллективе трудятся 45 педагогов, из которых семеро — отличники народного просвещения и почётные работники сферы образования. 22 учителя имеют высшую квалификационную категорию, четырнадцать — первую. 12 педагогов — кандидаты наук, а трое — доктора наук. Средний педагогический стаж составляет 20 лет.