
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
Алексей Московский, преподаватель технологии из частной школы «Абсолют» в Серпухове, делится своими мыслями о пользе юмора для учителей.
Что такое педагогический стендап
Каждый учитель порой похож на актера, так как каждый день выступает перед учениками. Как и в любой разговорной форме, зрителей важно не только заинтересовать темой, но и увлечь их вниманием.
Педагогический стендап появился как форма общения с аудиторией, допускающая шутки и творческую дискуссию. В образовательном процессе появляются неформальные нотки, из-за чего ученики усваивают информацию легче и быстрее. Стендап также помогает говорить о серьезных вещах, не только с детьми и их родителями, но и с коллегами.
Стендап — самый прямой, честный и трудный вид комического искусства. В нем невозможно спрятаться: между комиком и зрителями нет преград в виде грима или музыки, только чистая правда.
О своих неудачах тоже приходится рассказывать, поэтому без самоиронии не получится. Можно использовать любые эмоции: разочарование, гнев, страх. Пример — Пэлем Грэнвил Вудхауз, который так рассказал о своем пребывании в концентрационном лагере, что публика смеялась.
Выступление может быть как заранее подготовленным монологом, так и импровизацией.
В чем польза стендапа
- Психологическая разгрузка.
В современном мире каждый может столкнуться с профессиональным выгоранием. Быстрый темп жизни, высокие требования, стрессы, эмоциональное напряжение и постоянные сроки… Всё это ведёт к моменту, когда хочется сказать: «Всё… Я устал, я ухожу». Юмор помогает снять накопившуюся усталость и восстановиться.
- Новый взгляд на профессию.
В стендапе допустимо проявить свои наблюдения о недостатках выбранной профессии, но выразить это надо с юмором и добротой, а не негативом или резкой критикой.
- Актерское мастерство.
Для привлечения внимания публике необходимо менять приемы и интонации. В некоторых моментах уместно добавить ностальгии, в других — создать эмоциональный подъем, преувеличивать, утрировать, а где-то — коснуться известной личности. Требуется находчивость, поскольку обычными заготовками тут не обойтись! Из зала непременно последуют реплики, на которые нужно отвечать мгновенно, чтобы выйти из словесных перепалок победителем.
С чего начать
Начинается всё с определения темы юмористического выступления и размышления о том, как сделать непонятные для слушателей моменты ясными. Выбор темы определяется публикой.
В рамках педсовета или других школьных мероприятий возможно взглянуть на профессию с новой точки зрения или поговорить об особенностях взаимоотношений родителей и администрации. На классном часу в таком формате можно обсудить поведение, успеваемость или конфликты среди учеников. Юмористический подход не спровоцирует агрессии или отторжения, даже если тема стендапа довольно болезненная и неприятная.
В процессе подготовки важно проявить фантазию, подобрать яркие примеры из жизни, понятные для аудитории. Важно находиться на одной волне с учениками, поэтому следует пополнить свой словарь словами, которые используют подростки. Задача педагогического стендапа — не только донести информацию до слушателей, но и завоевать их доверие.
Организация и проведение урока, имитирующего стендап-выступление.
Педагогический стендап применим и в рамках урока.
Юмор обогащает преподавание знаний.
Полезно подготовить несколько шуток, реплик или ответов для неожиданных ситуаций.
Среди моих любимых приёмов – эффект неожиданности. Если класс устал и зевает, внезапный монолог или импровизация освежит обстановку, разбудит интерес.
Стендап может быть посвящен интересной биографии ученого или писателя, истории научного открытия, географических фактов или событий из прошлого. Важно, чтобы рассказ вызвал смех, но и побудил к размышлениям.
Где научиться стендапу
Многие школы и курсы готоят комиков профессионально. Основы сценического мастерства возможно приобрести за несколько месяцев, и для педагогов такие навыки полезны.
«Острый» язык, быстрая ориентировка в ситуации и ответы на неожиданные выпады учеников и коллег пригодятся каждому, кто освоит педагогический стендап. Практические навыки можно получить, участвуя во всероссийском конкурсе учителей частных школ. «Вклад учителя»Стендап — одно из последних творческих заданий, и его преподаватели подготавливаются к нему профессиональные артисты.
Дайте этому формату общения с публикой шанс, и вы обнаружите массу новых рабочих возможностей!