Картинки: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Посетить уроки, провести совещание, составить аналитическую справку, проверить журналы, ознакомиться с новостями и письмами ведомств, встретиться с родителями — далеко не полный перечень ежедневных обязанностей учителя. С таким объемом работы всегда есть риск отдать время мелким делам и не завершить главное. Мария Емельянова, заместитель директора по УВР школы №27 г. Люберцы, делится «методом 1-3-5», который поможет правильно расставить приоритеты.
Суть «метода 1-3-5»
«Метод 1-3-5», также называемый «Правилом девяти задач», предполагает, что каждый день нужно планировать девять дел. Считается, что такое количество задач психологически приемлемо для человека.
Планирование завершено, далее разделяем задачи следующим образом:
-
ОДНА важная задача.
Сегодняшнее главное задание требует обязательного выполнения и займет у вас наибольшее время. К примеру, это может быть составление большой аналитической справки.
Главная задача не поддаётся переносу, поэтому старайтесь выполнять не больше одной в день. Она станет вашим главным приоритетом.
К наиболее важному делу дня приступайте в период наивысшей работоспособности с ясным рассудком. Способ работы индивидуален: если вы продуктивны утром, то планируйте важную задачу на утро. Если же во второй половине дня – смещайте её по времени.
-
ТРИ менее важные задачи.
Эти дела не так важны, как главная задача дня. Вы можете использовать их для достижения цели дня или заниматься ими самостоятельно. На менее важные задачи уходит меньше времени и ресурсов — физических и эмоциональных.
В число задач меньшей важности входят, к примеру, присутствие на совещаниях и проверка журналов. Это тоже значимые обязанности, но перенести их можно в случае непредвиденных обстоятельств без существенных последствий.
-
ПЯТЬ мелких задач.
В него войдут мелкие рабочие дела, например, сообщение в чат учителей, просмотр почты. Это рутинные действия, которые мы часто не планируем, а выполняем на ходу. Но это всё равно задачи. Если их не включать в план, легко что-то упустить.
Накопление мелких задач создаёт психологический барьер. Человек подсознательно блокирует их выполнение.
Появляются отговорки: «это просто, сделаю завтра», «сейчас посмотрю новости и сделаю», «после обеда еще недостаточно отдохнул» и так далее. Если постоянно откладывать мелкие задачи, их количество увеличится, и они начнут мешать решению важных вопросов.
Преимущества «метода 1-3-5»
-
Вы видите результаты своей работы.
К концу дня станет ясно, чего удалось добиться, а над чем ещё нужно поработать. Успешное завершение всех задач принесёт ощущение довольства.
-
Изменить намерения на ближайшие дни проще всего.
Внезапно возникшие в течение дня задачи следует добавлять в соответствующую группу плана. Так получится увидеть полное представление текущей ситуации. Может быть выполнено более девяти заданий, а может — наоборот, дополнительные, но не запланированные.
-
Правило девяти дел содействует постановке приоритетов.
Вы ясно определили главную задачу из списка. Новые задачи можно разделить на группы, и станет понятно, что можно отложить, а чего нельзя упускать.
-
Этот метод можно настроить под конкретные задачи.
Девять дел всегда будут актуальны, но их группировка может меняться, например, 2-2-5, 2-4-3 и так далее. В школе часто бывают не одни, а несколько срочных задач в течение дня. Регулярное применение правила позволит быстро определить наиболее удобную комбинацию для вас.
Два главных принципа планирования
-
Ставьте выполнимые задачи.
Метод 1-3-5 предназначен для планирования ежедневных дел. Не стоит включать в список глобальные задачи — изучение иностранного языка, разработку новой программы воспитания, обновление РП. Все, что вы добавляете в список, должно быть выполнимо за один день. Если есть крупное дело, разбейте его на этапы и включайте эти этапы в планы поочередно.
-
Не бойтесь менять планы.
Изменяя ситуацию, корректируйте задачи на день. Ставьте приоритеты: добавляйте пункты в нужные группы, но не перегружайте план.