Фото: img.freepik.com


Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Учитель сталкивается с выбором: изображать спокойствие или вести открытый диалог с учениками после смерти одноклассника. Как помочь детям справиться с трагедией? Детские психологи поделились советами в журнале «Педсовет». центра психологии и педагогики «Ярко» Наталья Хамицевич и Оксана Федорова-Леонова.

Находить ресурсы

Смерть школьника потрясает как его одноклассников, так и учителя. Прежде чем говорить об этом с учениками, педагогу важно осознать, как сам он справляется с ситуацией. Основная задача — оставаться уравновешенным и следить за своими чувствами, чтобы оказывать поддержку детям.

Если учитель испытывает трудности с управлением своими эмоциями, следует обратиться к специалисту для прохождения острого периода скорби.

Оксана Федорова-Леонова:

Вместо того чтобы плакать перед детьми, учителю лучше проявить свои эмоции в одиночестве, а затем с calma и принятием отреагировать на ситуацию.

Учитель в данном ресурсе должен проявлять активность, эмпатию к детям и сохранять спокойствие. Спокойный разговор с учениками о смерти одноклассника позволит им не только преодолеть горе, но и духовно развиться.

Наталья Хамицевич:

В обычной школе учителя утверждают, что не обязаны заботиться об upbringing. Полагаю, быть хорошим примером человек всегда может. В такой ситуации учитель необходим детям как поддержка и ориентир.

Не обесценивать переживания

Важно понимать, что каждый ребенок переживает потерю по-разному. Дети могут не всегда адекватно воспринимать уход человека из жизни, ведь не все понимают, что умерший больше не вернется.
Будьте готовы к разным реакциям детей, будьте открыты к их чувствам и не игнорируйте их.

Оксана Федорова-Леонова:

На терапию пришел ребенок, переживающий потерю. О смерти единственного друга узнал от знакомых. Учительница и родители хранили молчание, из-за чего у ребенка сложилось крайне подавленное состояние. Мне пришлось попросить родителей говорить об этом и обсуждать смерть друга.

Печаль о потерях — серьёзное и важное переживание для ребёнка. Важно выделить для разговора по этому поводу отдельное время, а не затрагивать эту тему в быстрой обстановке.

Быть деликатным

Открытость и честность педагога должны иметь границы. Открытые слезы или рассказы о болезни или смерти могут вызвать у чувствительных учеников большую панику. Важно выслушать детей, дать им возможность высказаться и показать, что они не одиноки. Ученики, увидев, что взрослому тоже больно и он переживает потерю, легче справятся с горем и не будут стесняться его.

Наталья Хамицевич:

Если б я была учителем, то скорее всего рассказала бы ученикам о смерти одноклассника общими словами, о его достижениях и о том, как мне тяжело сейчас.

Поведение директора школы Хогвартса Альбуса Дамблдора в книге «Гарри Поттер и кубок огня» — отличный пример того, как педагог отреагировал на смерть ученика при других детях. Когда Седрик Дигори погибает во время турнира, Дамблдор открыто выступает перед всей школой.

Принимать любую реакцию учеников

Реакция детей на стресс может быть разной — от слёз и истерик до смеха или полное игнорирование ситуации.

Ирина, читательница «Педсовета»:

В детстве в море со сверстниками купались. Один из мальчиков не всплыл. Вытащили, откачивали, но спасти не удалось. Прикрыли, но не увезли, лежал рядом весь день. Мы все продолжали купаться, прыгать. Была какая-то паника. Но испуг был таким сильным, что я притворилась, будто его нет.

Смех в ответ на известие о кончине одноклассника — это не признак безразличия. Это скорее показатель глубокого эмоционального потрясения, когда смех становится щитом, скрывающим настоящую боль.

Дети иногда легче переносят горе через отрицание. Например, ребенок может позже умалять значение дружбы с умершим другом. Некоторые боятся ходить в школу. Важно замечать такие реакции: если ребенок застрял на стадии отрицания, нужно обратиться к психологу.

Наблюдать за состоянием детей

Учитель обязан быть доступен всем ученикам и поддерживать связь с каждым. Если ребёнку требуется помощь психолога, её следует предоставить без промедления. Особое внимание педагогу следует уделять детям, которые испытывают трудности и опускают руки.

Наталья Хамицевич:

Начните с оценки чувствительности ребенка. Если в повседневной жизни его привычка плакать из-за потерянной ручки отсутствует, а теперь он уже неделю не успокаивается, ему нужна помощь.

Если ребёнок спустя некоторое время способен обсуждать смерть одноклассника без слез, смеха или отрицания, то вероятно справился со скорбью потери.

Помнить о том, что нужно время

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс определяет пять стадий переживания горя. По её мнению, каждый человек, столкнувшийся с утратой, проходит эти стадии с различной силой и продолжительностью.

  • Отрицание. На этом этапе человек не хочет принимать случившееся, ожидает возвращения усопшего и продумывает будущие планы на совместное время: путешествия или приобретения.
  • Гнев. Гнев человека направлен на врачей и всех, кого связывает с кончиной родственника. В итоге гнев обращается и на покойного: по мнению живущего, у того не было права оставить его одного.
  • Торг. Человек стремится разрешить сложившееся положение и найти согласие с условиями. К примеру, дети желают хоть раз в году вновь встретиться с ушедшим из жизни.
  • Депрессия. На этом этапе человек принимает факт смерти родного, скорбит по нему. Обычно испытывает слабость, истощение, утрату мотивации и интереса к чему-либо.
  • Принятие. С потерей человек привыкает и относится к расставанию с дорогим человеком всё более спокойно.

Кюблер-Росс полагала, что человек проходит все стадии горя обычно за год. Дети могут пережить потерю быстрее из-за эластичности психики, если их активно поддерживают педагог и семья.

Что почитать

Книги могут помочь детям справиться со смертью одноклассника и понять это сложное явление.

  • Анджела Нанетти: «Мой дедушка был вишней».
  • Вольф Эрльбрух: «Утка, Смерть и Тюльпан».
  • Жизнь зовётся Элизабет Ларсен.
  • Элизабет Ларсен говорит: «Меня зовут смерть».