Фото: img.freepik.com

Изображения предоставлены Depositphotos, иллюстрация выполнена Юлией Замжицкой.

Тема детской любви знакома всем родителям: одни испытывают умиление, другие — тревогу, третьи даже протестуют. Вместе с родителями, воспитателями и психологами разбираемся, как правильно реагировать на первую влюбленность и не причинить детям психологического вреда.

Влюблённость в детском саду обычное явление, которое как правило проходит без следа или оставляет после себя смешные и приятные воспоминания. С этим сталкиваются как педагоги, так и родители.

Наталья из детсада Белгород.

В моей группе произошел случайчик: маленький роман. Было мило и похоже на заботу. Дети были пяти лет. Мальчик не отходил от девочки ни шага. Если кто-то баловался, дрался или толкался, он всегда становился к девочке спиной, а к другим – лицом, чтобы контролировать. Когда мальчик сервировал стол, первый прибор клал девочке. На прогулке всегда шел с ней за ручку. Разговаривать особо не любили. Мальчик держал ситуацию под контролем, а девочка это принимала. Проблем не возникало.

Завершилось детское учреждение — завершилась и симпатия. Начался новый этап, новые связи, это естественно.

Анна из Курска воспитывает двух детей.

Дочке было пять лет, когда тихонько на ушко она мне призналась в любви. Каждое утро девочка шла в садик с радостью, ожидая встречи с мальчиком, хотя случались они только во время прогулок. По её словам, он был внимательным, замечал, если кто-то хотел ее обидеть или забрать игрушку. Всегда первым здоровался и предлагал поиграть.

Я знаю, что дочка тихонько улыбается, когда мы с моим партнёром обнимаемся, улыбаемся и говорим друг другу приятные слова. Так что я не удивилась, что моя девочка испытала нежность и симпатию по отношению к кому-то. На мой взгляд, это моделирование ситуации, маленькая копия взрослых отношений. Мне было мило слушать её и разделять эти эмоции.


Мальчик пошёл в школу немного позднее. Дочь помнит его, но это её не угнетает: у неё появились новые друзья и симпатии.

Не все истории складываются так же благополучно. Взаимность симпатий не всегда присутствует. Ребенок может столкнуться с насмешками со стороны группы за выражение своих чувств. Привязанность может быть очень сильной и длиться годами. Это может навредить ребенку в настоящем, а также создать проблемы с самооценкой, пониманием собственных чувств и установлением отношений в будущем.

Родителей и педагогов часто беспокоят ранние проявления сексуальности и интерес к собственным и чужим половым органам у детей.

Советы родителям

Психолог Екатерина Астахова и психолог-педагог Наталья Листопадова.

1. Выслушать и поддержать ребенка

Детская любовь — это своеобразное обучение. Дети часто говорят о совместном проживании, браке и даже детях. Это просто игра во взрослых, не несущая опасности. Общайтесь с ребенком о его чувствах, спрашивайте, что ему нравится в объекте симпатии. Это помогает ему размышлять, а вам – понимать характер его чувств.

Иногда дети не говорят о своих чувствах. Если вы подозреваете влюбленность или воспитатель сообщил вам об этом, а ребенок молчит, то лучший способ понять ситуацию — поиграть.
Разложите куклы, карандаши, машинки. Дайте ребенку распределить роли: кто воспитатель, кто он сам, кто другие дети. Он обязательно включит тех ребят, с кем у него отношения, будь то положительные или отрицательные. Так можно узнать, что происходит в детском саду.

2. Помочь поухаживать за объектом симпатии

Несмотря на кажущуюся комичность ситуации, родителям следует оказать поддержку ребёнку, воздержаться от насмешек и даже содействовать ему. К примеру, можно организовать сюрприз для девочки/мальчика, что-то приятное. Такой подход способствует формированию у ребёнка навыка заботы.

Облегчить переживания неразделенной или преследующей любви.

Если любовь долговременна и безнадёжна, подумайте, чем можно помочь ребёнку переключить внимание: секции, хобби, изучение чего-то нового.

Обратите внимание, если подростки обсуждают секс и другие темы для взрослых.

В большинстве случаев нет причин для беспокойства. В возрасте трех или четырех лет ребенок начинает различать мальчиков и девочек. Ребята делятся с родителями увиденным в школе среди сверстников, что является нормой. Ребенок изучает окружающий мир и приобретает новые знания.

Специалисты по детской психологии советуют остановить подобные проявления в детском общении без насилия. Преподавателю следует обсудить это с родителями без упреков. Родители же должны разъяснить ребенку понятие личных границ.


Если речь о нездоровых проявлениях сексуальности, например, демонстрация половых органов, приставания к другим детям или имитация полового акта во время игр, причина может быть связана с семьей. Ребенок мог увидеть родителей во время интимных отношений или сам подвергаться сексуальному насилию. Это не всегда так, но воспитателю следует обратить внимание на такие моменты. Вначале нужно спокойно поговорить с родителями.

5. Научить выстраивать личные границы

Для защиты ребёнка родители должны рассказать ему, что его тело — это его собственность. Никто не должен заглядывать, прикасаться к нему и тому подобное, кроме очень близких лиц. А некоторые части тела никому нельзя трогать.

6. Соблюдать конфиденциальность

Не рассказывайте чужую тайну без разрешения ребенка. Не обсуждайте ее с подругами или родственниками, особенно насмешливо.

Важно для родителей и воспитателей установить доверительные, дружеские отношения с ребенком. Необходимо избегать насмешек над ним и строгой критики, даже если некоторые его поступки вызывают беспокойство. Первая влюбленность — важный эмоциональный опыт, который не должен стать травмирующим.


  • Каковы действия воспитателя, когда в детском саду начинаются драки?