
Изображения: Unsplash / Рисунок: Юлия Замжицкая
Специализированные курсы — не единственный этап в подготовке к работе по методике Монтессори.
Шаг 1. Понять, разделяете ли вы ценности монтессори-педагогики
Личность, ценности и убеждения педагога в системе Монтессори обладают ещё большей значимостью по сравнению с традиционным подходом. Важно чётко определить для себя мотивы работы с детьми и причины выбора именно метода Монтессори.
Набор начальных ответов приблизительно следующий:
- интерес и любовь к детям;
- прирожденная ориентация на педагогическую деятельность;
- Стремление создать для детей благополучную и радостную детскую жизнь.
- Важно развивать детей, а не загружать их информацией.
- получение удовлетворения от достижений детей;
- гуманистичность и демократичность;
- Отвержение традиционного урока, подавляющего индивидуальность учащихся.
Шаг 2. Изучить теорию
В России предлагаются различные курсы по монтессори-педагогике. Для начала можно записаться на краткий «установочный» курс (2-3 недели), который познакомит с основами и позволит составить мнение об образовательном учреждении.
Затем следует полный курс для освоения основных понятий монтессори-педагогики: психологии, человеческих склонностей, этапов развития ребенка, чувствительных периодов, нормы и отклонений в поведении.
Шаг 3. Наблюдать за детьми
Подготовка монтессори-педагога помимо теории включает наблюдение за работой групп. Такую возможность могут предоставлять организаторы курсов, но иногда её приходится искать самостоятельно. Этот этап нельзя пренебрегать или относиться к нему поверхностно: он должен длиться несколько недель, а то и месяцев.
Полезно наблюдать не за группой в целом, а за взаимодействием педагога и ребенка. Монтессори-педагог обращается к каждому воспитаннику лично, видит и понимает каждого, знает особенности и учитывает их при работе.
Ведение записей об наблюдениях и последующий анализ их с учётом теории – реализация человеческих тенденций, психологические характеристики и тому подобное – помогает понять мотивы ребёнка в его действиях.
Шаг 4. Подготовить среду
Важно понимать, что педагог для ребёнка – одна из составляющих окружения. Это приводит к двум следствиям: не стоит преувеличивать свой вес в жизни детей и уделять большое внимание созданию благоприятной среды, как минимум, наравне со своим собственным развитием.
Метод Монтессори предусматривает четкую структуру среды для разных возрастов, установленные требования к пространству и использование специальных обучающих материалов. В России выпускают эти материалы две фабрики, одна в Москве, другая в Томске, но производят не всё, поэтому часть придется подбирать самостоятельно. Задача педагога по Монтессори — хорошо разбираться в материалах и презентациях, понимать принципы их работы, а не просто использовать то, что удалось приобрести.
Шаг 5. Учиться в процессе работы
Никакие курсы не готовят полностью квалифицированных педагогов Монтессори. Обучение в профессии продлится ещё несколько лет.
Конечно, это психологически сложно: нужно быть готовым к невзгодам вначале. этой статье Евгений Пепеляев, педагог по методу Монтессори, делится опытом преодоления трудностей на начальном этапе работы.
Работу лучше начинать совместно с опытным специалистом, но ошибки всё равно неизбежны, поэтому потребуется постоянный контроль за детьми. С собственным опытом важно посещать занятия в других группах и детских садах.
Опыт приходит к педагогу в монтессори-саду, когда умение планировать работу с детьми совершенствуется. Педагог показывает презентации каждому ребенку индивидуально, по 5-6 в день, после чего малыш начинает осваивать материал самостоятельно. Задача — добиться того, чтобы другие дети в это время работали с уже известными им развивающими материалами (в этом педагогу помогает ассистент). Важно также организовать дежурства с уборкой территории и материалов.
Работа по методу Монтессори связана с интенсивным графиком. Ребенку необходимо постоянное присутствие взрослого, детский сад не должен быть местом, где за день меняется много взрослых. Поэтому педагоги, работающие по методике Монтессори, проводят со своими учениками 9-10 часов в напряженном режиме.
Необходимо также освоить навык сотрудничества с родителями: обучать и консультировать их, привлекать к жизни детей в саду, например, к подготовке материалов, мероприятий и поездок. Важно корректировать их ожидания от обучения, которые часто формируются традиционной педагогикой. В монтессори-подходе главное — не безошибочное письмо и счет, а развитие ответственной, сознательной, целеустремленной личности.
Материалы по теме:
- 7 причин выбрать Монтессори-подход
- Развивающие монтессори-материалы: как выбрать правильно
- Как создать развивающую среду в монтессори-саду