Без мобильного телефона трудно представить современную жизнь человека. Даже пожилые люди используют это простое средство связи. Неудивительно, что и дети хотят иметь такой же гаджет. Вопрос: когда начинать дарить детям смартфоны?

Родители задаются вопросом, как интегрировать современные технологии в жизнь ребенка, не навредив его физическому и психологическому благополучию. Например, не рано ли знакомить малыша с мобильными устройствами до поступления в школу? Как оградить ребенка от контента, не подходящего его возрасту? Сколько экранного времени допустимо в том или ином возрасте?

В новом тексте рассмотрим все аспекты совместно с детским и подростковым психологом Галиной Прутковской. Также узнаем, как настроить телефон для ребёнка и какие меры предосторожности можно предпринять для его цифрового благополучия.

Содержание:

  • С какого года рекомендуется приобрести первому ребенку смартфон?
    • Чем заменить смартфон маленькому ребёнку?
    • Когда ребенок готов к собственному телефону?
  • Как выбрать первый смартфон для ребёнка?
  • Android или iOS?
  • Как подготовить ребёнка к покупке телефона?
  • Готовим детский телефон к использованию
    • Настроить родительский контроль
    • Установить антивирус
    • Подключить геотрекинг
    • Добавить пользы

С какого возраста целесообразно приобрести первому устройству ребенка смартфон?

Maria Symchych/Shutterstock.com

Американский журнал «New York Times» опубликовал беседы с экспертами по интернет-безопасности несколько лет назад. Специалисты утверждали, что не стоит давать детям отдельный гаджет до 12–14 лет. По их мнению, это поможет укрепить психику и снизит риск зависимости от социальных сетей и лайков. Дети просят смартфоны для доступа в сеть – вот главная причина таких просьб.

В этой мысли есть логика. Родители из «девяностых» тоже познакомились с интернетом примерно в таком возрасте.

Важно понимать, что современное детство сильно отличается от того, какое было 15–20 лет назад. Без интернета сложно быть в курсе событий. Например, без чатов невозможно быстро узнать о изменениях в расписании или уточнить домашнее задание. Большая часть самопрезентации ребенка происходит именно в онлайн-пространстве. Поэтому смартфоны дети получают не после окончания девятого класса.

Статистика говорит о том же. Ещё в 2018 году исследованияОпрос показал, что свой телефон 44% российских детей получают приблизительно в возрасте 5–7 лет. К 8–11 годам этот гаджет имеют уже 74% несовершеннолетних.

Возраст, в котором дети получают свой первый смартфон, примерно остаётся прежним. Многие малыши начинают пользоваться телефоном в возрасте пяти или шести лет.

Формирование личности — сложный процесс. Ребенку нужно научиться самостоятельно находить себе занятие, вести диалог со сверстниками и взрослыми. Младшему школьнику уже необходимо уметь концентрировать внимание на сложных задачах, запоминать информацию, обрабатывать её. Все эти действия требуют волевого усилия. Смартфон, к сожалению, даёт лёгкий способ получить всё это легко — развлечения, информация, общение — всё в быстром доступе без особого труда. Поэтому часто дети, которые постоянно имеют доступ к смартфонам и планшетам, демонстрируют низкий интерес к обычным игрушкам и познавательной деятельности — нервничают и истерят, если не получают любимый гаджет в течение нескольких часов.

В онлайн-коммуникации существует особая форма общения, которая может привести к негативным последствиям. Анонимность зачастую провоцирует агрессию по отношению к уязвимым пользователям. В связи с этим появление чатов для детей в начальной школе создает угрозу возникновения буллинга среди учеников.

Важно отметить, что смартфон не даёт отдыха нервной системе. Ребенок возбуждается от игр и просмотров видеороликов, утомляется. Поэтому дети, которые на переменках уткнулись в телефон, это скорее беда современной школы, чем символ прогресса.

Смартфоны могут научить ответственному отношению к предметам, но большинство детских смартфонов выглядят неухоженно: поцарапанные стекла, разбитые экраны, липкие пятна. Ответственное отношение к вещам воспитывается с первых игрушек и карандашей, тогда и новый гаджет будет в порядке.

— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Чем заменить смартфон маленькому ребёнку?

MORTAZZA/Shutterstock.com

Полностью отказаться от телефона невозможно. Выбор делается между телефоном мамы или папы. Такой вариант хорош для совместного времяпрепровождения дома, например, просмотра мультфильмов или игры в развивающую игру. Не получается обеспечить виртуальный присмотр без родителей.

В этом случае покупка смарт-часов может быть хорошим решением. Специалисты советуют носить их с трёх лет. Именно в этом возрасте малыш идёт в садик и впервые остаётся без родных надолго. В зависимости от модели и возможностей, умные часы могут не только показывать время, но и отправлять голосовые сообщения родителям.

Желательно оставаться на связи с ребёнком, узнавая о его возвращении домой, компаниях во время прогулок и местах отдыха. Для этого не нужен телефон — подойдут GPS-часы, а для игр дома отдельный гаджет под контролем родителей. Ему допустимо тратить час в день на смартфон или планшет, но бесконтрольное просмотр видео и скачивание приложений могут быть небезопасны.
— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.


С помощью умных часов можно отслеживать события рядом с ребёнком. Вы узнаете, например, если воспитатель общается с вашим малышом или другими воспитанниками некорректно. В опасной ситуации ребёнок может нажать кнопку SOS, и родитель услышит происходящее вокруг.