Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое песочная терапия и как она помогает
  • Как проходит занятие
  • В каком возрасте можно начать заниматься?

Песочная арт-терапия помогает дошкольникам и младшим школьникам проживать сложные ситуации в игровой форме и гармонично развиваться. Педагог-психолог московской школы №1354 «Вектор» Нурия Сафиулина рассказала Педсоветом о своей авторской методике: как песок помогает снизить тревожность и напряжение.

Что такое песочная терапия и как она помогает

К специалисту по песочной терапии часто обращаются родители или воспитатели, когда ребёнок испытывает сильное волнение, страх или стресс, не имея возможности справиться с этими эмоциями самостоятельно. Метод особенно эффективен при тревожных расстройствах и обсессивно-компульсивном синдроме.

В работе применяют традиционную юнгианскую песочницу — глубокую емкость синего цвета. С помощью миниатюрных игрушек: зверьков, людей, деревьев, машин, домиков можно воссоздать любые ситуации, которые беспокоят ребенка.

Играя, человек не боится оценки, из-за чего не чувствует вины или тревоги. В игровом процессе бессознательно можно освободиться от переживаний, стресса и даже работать над травмирующим опытом.

Нурия Сафиулина

В работе используют два типа песка: кинетический и кварцевый. Кинетический — пластичный, плотный, из него легко лепить фигуры. Кварцевый — более рассыпчатый и податливый, способствует созданию фантазийных сюжетов.

Как проходит занятие

Терапевтические занятия, как правило, продолжаются сорок пять до пятидесяти минут и включают три части.

1. Разогрев. Простыми упражнениями ребенок подготовит себя к работе с песком.

  • Под дождем дети разбрасывают песок по рукам.
  • В игре «Прятки в песке» прячут небольшие вещи.
  • Приветствуя песок, двумя руками рисуют буквы, узоры, цифры в нем, оставляют следы своих ладоней.
  • Игра «Трубочка» предполагает использование трубочки для направленного потока воздуха. С её помощью можно создавать фигурки из песка.

2. Основное задание. Методика «Песочные истории» помогает детям рассказать свои истории: с помощью фигурок в песке они создают сюжеты, перемещают персонажей, строят и разрушают пирамиды. В ходе таких действий дети выражают свои чувства.

Некоторые дети сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками, другие испытывают сильные страхи. Во время игры в песочнице ребенок неосознанно воспроизводит ситуации, где эти страхи могут проявиться.

Нурия Сафиулина

3. Рефлексия. Психолог в завершении занятия приглашает детей поделиться своими впечатлениями от проведённой работы.

В каком возрасте целесообразно начать заниматься?

Можно заниматься с четырёх лет, так как в этом возрасте дети способны усваивать правила работы с песком. Важно проговорить эти правила заранее.

  • Перед занятием и после него следует обработать руки антисептиком.
  • не выносить песок за пределы песочницы;
  • не пробовать его на вкус и не бросаться им;
  • После занятий нужно убрать рабочее место, положить игрушки на место и выровнять поверхность песка.
С терапевтической точки зрения важно, чтобы ребенок рассказал историю и закончил ее, чтобы не было ощущения недосказанности и непроработанных моментов. Нельзя оставлять игрушки в песочнице, чтобы другому малышу не создалось впечатления, что он попал в чужую игру.

Нурия Сафиулина