
Содержание:
- Что такое песочная терапия и как она помогает
- Как проходит занятие
- В каком возрасте можно начать заниматься?
Песочная арт-терапия помогает дошкольникам и младшим школьникам проживать сложные ситуации в игровой форме и гармонично развиваться. Педагог-психолог московской школы №1354 «Вектор» Нурия Сафиулина рассказала Педсоветом о своей авторской методике: как песок помогает снизить тревожность и напряжение.
Что такое песочная терапия и как она помогает
К специалисту по песочной терапии часто обращаются родители или воспитатели, когда ребёнок испытывает сильное волнение, страх или стресс, не имея возможности справиться с этими эмоциями самостоятельно. Метод особенно эффективен при тревожных расстройствах и обсессивно-компульсивном синдроме.
В работе применяют традиционную юнгианскую песочницу — глубокую емкость синего цвета. С помощью миниатюрных игрушек: зверьков, людей, деревьев, машин, домиков можно воссоздать любые ситуации, которые беспокоят ребенка.
В работе используют два типа песка: кинетический и кварцевый. Кинетический — пластичный, плотный, из него легко лепить фигуры. Кварцевый — более рассыпчатый и податливый, способствует созданию фантазийных сюжетов.
Как проходит занятие
Терапевтические занятия, как правило, продолжаются сорок пять до пятидесяти минут и включают три части.
1. Разогрев. Простыми упражнениями ребенок подготовит себя к работе с песком.
- Под дождем дети разбрасывают песок по рукам.
- В игре «Прятки в песке» прячут небольшие вещи.
- Приветствуя песок, двумя руками рисуют буквы, узоры, цифры в нем, оставляют следы своих ладоней.
- Игра «Трубочка» предполагает использование трубочки для направленного потока воздуха. С её помощью можно создавать фигурки из песка.
2. Основное задание. Методика «Песочные истории» помогает детям рассказать свои истории: с помощью фигурок в песке они создают сюжеты, перемещают персонажей, строят и разрушают пирамиды. В ходе таких действий дети выражают свои чувства.
3. Рефлексия. Психолог в завершении занятия приглашает детей поделиться своими впечатлениями от проведённой работы.
В каком возрасте целесообразно начать заниматься?
Можно заниматься с четырёх лет, так как в этом возрасте дети способны усваивать правила работы с песком. Важно проговорить эти правила заранее.
- Перед занятием и после него следует обработать руки антисептиком.
- не выносить песок за пределы песочницы;
- не пробовать его на вкус и не бросаться им;
- После занятий нужно убрать рабочее место, положить игрушки на место и выровнять поверхность песка.