
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
В третьем туре Первого всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя» требуется реализовать образовательное событие по чужому сценарию. Это задание считается одним из самых сложных и трудоемких, потому что участникам приходится не только разгадывать замысел автора, но и иногда перерабатывать сценарий с учетом различных предложенных обстоятельств. Зоя ГлазыринаФиналист конкурса «Вклад учителя — 2022», учитель начальных классов из частной школы. ПоколениеЖительница Волгограда делится своим опытом преодоления этой трудности.
В конкурсе я воплотил в жизнь сценарий Богданы Гынги, учительницы начальных классов из московской школы «Новая».
Сценарий события
ТемаЗабота об окружающей среде ради потомков.
Сроки проведения: в течение 1 учебной недели
План:
Получив сообщение из будущего, дети узнают о капсуле времени, спрятанной в школе. Им предстоит её найти.
В капсуле времени письмо от школьников из 2157 года, находящихся в точке с координатами 64°58′17″ с. ш. 37°41′31″ в. д., описывает проблему, требующую решения.
Проблема: Как правильно избавляться от отходов сейчас, чтобы сохранить природу в будущем?
Что предстояло сделать:
- Создать проект школы, которая функционирует на собственных энергетических и ресурсных системах.
- Разработать способ переработки отходов и применять их для пошива школьной одежды.
- Разработать декларацию принципов для образовательного заведения нового типа.
- Организовать мероприятие, посвященное истории, обычаям и культуре архангелогородцев.
Прочитав сценарий, Зоя обрадовалась: тема, будучи не новой, оказалась ей близка и понятна. Вместе с тем, она переживала, сможет ли воплотить его с учениками начальной школы. Кроме того, сомневалась в возможности привлечь гостей, тьюторов, других учителей для расширения числа участников, подходящей материальной базы, а также достаточном времени на подготовку и реализацию события.
Организаторы изучили все предоставленные сценарии и отправили участникам третьей волны те, соответствующие по тематике, задачам, интересам, квалификации педагога и, прежде всего, возрасту участников.
Зоя отмечает, что это существенно облегчило эмоциональную задачу принятия решения, так как появилось убеждение, что реализовать соревновательное мероприятие возможно.
Проблемы и решения
Изучение сценария заняло несколько дней.
Оказалось, что координаты, указанные в письме, относятся к поселению Лапшеньга на берегу Белого моря в Архангельской области.
Когда дети нашли это место на карте, выяснилось, что сегодня это одно из самых чистых мест на планете.
На первом этапе определяется местоположение по географическим координатам.
«Произошло противоречие с идеей сценария и полное отсутствие мыслей о том, что делать дальше. Понимаю, что для реализации события его нужно доработать, потому что бросалась в глаза его содержательная ненаполненность. Затем начался интеллектуальный штурм, анализ сильных сторон сценария и поиск рациональных идей», — признается Зоя.
С проблемами справилась сама инициатор происшествия, Богдана Гынга.
В первый день общения выяснилось направление деятельности и главная идея послания из будущего. Возникла мысль о применении координат других мест, например, находящихся под угрозой разрушения.
Зоя оставила координаты из письма после совещания с коллегой и решила внимательно изучить данную местность. Впоследствии эта работа оказалась самой увлекательной и принесшей пользу в плане развития метапредметных навыков учеников.
Из-за большого объема материала задания разделили по возрасту.
- В первом классе проходили занятия по теме природных зон, климата и явлениям Северного сияния.
- В втором классе изучали культуру и фольклор народов Архангельской области, заучивали частушки.
- В третьем классе проходили темы о городах, реках, производствах, полезных ископаемых, природных ресурсах и главных профессиях людей данной территории.
- Ученики четвёртого класса составили маршрут из Волгограда в Лапшеньгу: подсчитали расстояние, затраты на билеты и гостиницы, а также продумали перемещения по Архангельской области и логистику экскурсий.
Интерактивной игрой «Турагентство «Северное сияние», проходившей в последний день, стало продуктом и результатом мероприятия.
Участники интерактивной игры «Турагентство «Северное сияние»»
В процессе работы над проектами события мы применили элементы SCRUM-технологии, а образовательные итоги подвели в нестандартном формате. Дети получили так называемые skill-паспорта: по десятибалльной шкале ребята оценили свои впечатления по пяти критериям — командная работа, эмоции, презентация, проектная деятельность, креатив.
Работа над проектом по технологии SCRUM
Усилиями организаторов увеличился число участников мероприятия, в работу были вовлечены родители, психолог и специалисты по экологии.
Впечатления и итоги
На недельном мероприятии участники встречались с психологами и эко-активистами. Заключительным этапом стал Фестиваль проектов. Дети показали макет школы будущего, рассказали о значении раздельного сбора мусора, а также представили проекты школьной одежды из вторсырья на «модном показе».
Дети получили новые знания, выстроили метапредметные связи и отработали навык командного взаимодействия. Самый главный вывод, который сделали — это то, что без настоящего нет будущего, — уверены учителя начальных классов школы «Поколение», которые помогали Зое Глазыриной в реализации события.
Как выяснилось, автором сценария была заложена именно эта идея. Богдана Гынга:
Я желала, чтобы в ходе события дети осознали, что обычные ежедневные поступки влияют на будущее, а будущее зависит от каждого. Из-за этого я не подробно описала все этапы сценария, дабы педагогу, реализующему его, была предоставлена большая свобода — именно тогда и происходит настоящее чудо!
Увидела отчёт о мероприятии в группе конкурса «Вклад учителя» ВКонтакте. Зое Валентиновне удалось увидеть сценарий с новой стороны, и по-моему, результат получился весьма оригинальным и неповторимым!
Удивительно подключить родителей и экспертов к участию, а также актуализировать знания детей, полученные ранее по проектам экологии. Огромная благодарность всей команде участников за вклад в образовательное событие — частицу себя и своё видение.
Зоя Глазрина отметила, что это был её первый опыт организации интеллектуального мероприятия, и оно оказалось действительно вдохновляющим.
Эта стадия конкурса «Вклад учителя» побудила выйти за пределы привычной зоны: необходимо было изучить новые сведения, продумать порядок развития событий, общаться с участниками разных возрастов. И самое существенное, на определенном моменте заражаешься идеей настолько, что начинаешь воспринимать её как собственную. А это главное в профессии педагога — делать то, во что веришь!
- Похвала и признание, оказываемые педагогам, способствуют их благополучию и эффективной работе. ;
- «Что? Где? Когда?» в школе: инструкция по подготовке.
Партнерский материал