
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Эксперты по почерку считают его отражением души человека. Составными частями характера, эмоционального состояния и даже телесных недугов выступает почерк от руки. В процессе жизни почерк может изменяться, но фундамент закладывается в годы учебы в начальной школе.
23 января отмечают Всемирный день рукописного письма. Перед этим днем мы провели беседу с учителем начальных классов со стажем работы в 32 года. Анной Литягиной Изменение детского почерка за тридцать лет: влияние гаджетов и школьной программы.
Анна, вы уже более трех десятилетий трудитесь в начальной школе. Как за это время изменился почерк учеников?
Дети стали писать менее аккуратно. Причина, на мой взгляд, заключается в…
- В связи с увеличением числа детей, страдающих расстройствами нервной системы по сравнению с прошлыми десятилетиями;
Увеличивается число детей с расстройствами внимания и гиперактивности, задержкой психического развития и недостаточной подготовкой к обучению в школе.
- с «плотностью» и несовершенством программ;
В ситуации, когда за урок нужно успеть написать много текста, о красоте письма думать уже поздно. Развитие в возрасте не изменилось, функции мозга такие же, как и столетия назад.
- Изменив подход и ритм обучению письму, при переходе на шариковые ручки вместо перьевых, когда ребёнок скоординировал процесс плавного письма с дыханием (больше не занимаемся каллиграфией).
- Уроки русского языка сократили время на чистописание, так как его не хватает.
- Низкий уровень подготовки учителей начальных классов, получаемых в колледжах и университетах.
Будущих учителей не знакомят с физиологией письма, не говорят о влиянии каллиграфии на психическое и физическое здоровье, не учат, как поставить руку ребенку, как обучать письму правшей и левшей, как предотвратить «писчий спазм» у детей.
Перечисленные факторы не позволяют детям закрепить навык красивого и аккуратного письма, хотя природная склонность к такому письму у них сохранилась.
Верой Алексеевной Илюхиной разработана методика «письма с секретом». Много лет её применяют я и коллеги. Понимая суть методики и обучая детей «с чувством, с толком, с расстановкой», можно достичь отличных результатов. В тетрадях первоклассников не разглядеть различий: дети пишут одинаково красиво и одним почерком.
— Как связаны мозг ребенка и рука?
По словам В. А. Сухомлинского, способности и дарования детей заложены в кончиках их пальцев. От пальцев, как тончайшие нити-ручейки, идут к уму ребенка. Значит, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В мозге речевая зона и центр, отвечающий за мелкую моторику рук, находятся рядом. При выполнении действий руками активизируется и центр речи. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше пространственная ориентация, внимание, память, мышление, воображение и связная речь.
Полагаю, что каллиграфия и чистописание, подобно математике, способны «приводить ум в порядок». Неслучайно в древнем Китае высокопоставленные чиновники сдавали экзамены по каллиграфии. В современном мире занятия каллиграфией успешно применяют в системе лечения аутизма, СДВГ, депрессий, неврозов, болезни Альцгеймера и психосоматических заболеваний.
Существует ли связь между красивым почерком и хорошей учебой?
По опыту могу сказать: 98% детей с красивым каллиграфическим почерком, пишущими строго по образцам, — отличники. Вместе с тем, далеко не все отличники имеют красивый почерк.
Усиление внимания к письменному почерку улучшает способности и успеваемость любого ученика, даже не самого способного.
Если писать невнимательно, без присмотра за буквами и цифрами, мозг воспринимает задачу как неважную. От этого он снижает активность внимания, памяти и воображения. В результате мы плохо запоминаем информацию и не понимаем урока. В итоге знаний нет, оценка оставляет желать лучшего.
Когда рука пишет медленно, точно выписывая буквы и цифры, мозг осознаёт важность занятия и активизирует внимание, память и мышление на полную мощность. Понимание информации ускоряется, знания крепко задерживаются, оценки улучшаются.
Один ученик может писать по-разному: старательно и «абы как». Если учитель перестанет обращать внимание на письмо ребенка, не будет акцентировать его внимание, то почерк может испортиться. Учительский (или родительский) контроль усиливает самоконтроль ребенка.
Фотографии работ одного и того же ученика. Явно различима разница в подходе к преподаванию: места, где предоставлена свобода, и места, где контроль был усилен. Из личных архивов Анны Литягиной.
Недостаток в том, что скорость письма снижается, поэтому за урок выполняется меньше заданий. Но так как работаю в начальной школе, где закладывается основа дальнейшего обучения, считаю, что «лучше меньше да лучше». Лучше выполнить два задания качественно, чтобы все (или почти все) поняли, чем сделать восемь заданий быстро, которые поймут единицы. К концу четвертого класса мы всё равно научимся писать быстро и красиво, выполнять большой объем работы на уроке. Только не торопите нас!
Возможно ли судить по почерку ребёнка о его характере, отношении к учёбе и способностях?
— Отчасти верно. Преподаватель может заметить недостаточное развитие головного мозга или проблемы с его функционированием у ученика и посоветовать обратиться к специалисту для получения помощи (такое можно определить и по поведению ребенка).
Хорошо просматриваются слабые маленькие мышцы кисти или чрезмерное напряжение, препятствующие освоению навыка письма. Можно наблюдать у ребенка тревожность и нервозность, постоянную или проявляющуюся в определенных ситуациях.
В современном учебном заведении сложно судить о способностях ученика по его почерку, так как на него действуют множество факторов. Стоит отметить, что не все отличники и хорошие ученики обладают красивым почерком. Аналогично, не все ученики с плохими оценками пишут плохо.
В начальной школе отношение ребенка к учебе по почерку сложно определить однозначно, а вот в средней или старшей — возможно. В этом случае это скорее всего уже потерявший надежду и испытанный неудачами ребенок. С почерка здесь уже не стоит начинать работу.
Необходимо ли обучать ребёнка написанию заглавных букв до поступления в школу?
— Да. По двум причинам.
Есть большая вероятность, что учитель обучит ребенка по-другому, чем родители. Переучиваться гораздо труднее, чем учиться с самого начала. Ребенку придется менять нейронные связи, тратя много сил и нервничая.
Дошкольник ещё не готов к такому сложному процессу как и с точки зрения развития тела, так и с точки зрения психики.
Написание считается самым сложным и затратным по силам действием из всех произвольных. В нем участвуют не только рука, но и все тело: мозг, нервы, глаза, мышцы шеи, плеч, спины. Дыхание, пульс, сердцебиение тоже подчиняются этому процессу. В связи с этим учителя напоминают детям о правильной позе во время письма.
У ребёнка 6-7 лет слабо развиты мелкой моторики кисти, не завершено окостенение её скелета, трудно координировать движения, плохо переносятся статические нагрузки и длительное сидение.
Многие родители и даже некоторые учителя недооценивают сложность процесса обучения письму и не представляют себе работу детского мозга во время письма. Писать – это огромный труд!
— В чём причина того, что почерк со временем трансформируется? Начальный шрифт у школьников обычно чистый, но затем всё чаще грубеет и портится. А у некоторых взрослых он становится совершенно нечитабельным.
Предполагаю, что почерк изменяется из-за того, что перестаем заниматься письмом. В школе, колледже, университете много приходится писать. Наши работы проверяют учителя и преподаватели. Как нас учили? «Графически чистый шрифт свидетельствует о уважении к тому, кто его читает».
Зачем взрослому человеку писать красиво, если некому читать его записи? Можно и быстро, как получится.
— Как подготовить руку ребенка к письму?
Часто рекомендуют лепку, работу с крупой, сборку конструкторов или нанизывание бусинок для развития мелкой моторики рук. Однако этого мало.
По моему мнению, занятия в студии рисования очень полезны. В ней педагоги научат ребенка видеть, различать и рисовать различные линии, развить пространственные представления, произвольно сосредоточиваться на процессе и быть усидчивым при выполнении задания – то есть всему, что необходимо для обучения письму в школе.
Нужно укреплять слабые мышцы руки физическими упражнениями, снимать гипертонус массажем. Необходимо также укрепить мышечный каркас спины, чтобы ребенок не уставал через пять минут от сидения за партой и напряжения во время письма. Помогают в этом плавание, подвижные игры. Подвижные игры отлично развивают координацию движений, глазомер и пространственное восприятие.
Ребенку нужно расти и развиваться естественно, а не проводить всё время с гаджетом.
Необходима ли вообще ручная письменность детям? Или, поскольку многие работают на компьютерах и используют телефоны, более важно обучить «методу слепой печати», чем заботиться о аккуратности и разборчивости письма?
Не отрицаю важности «слепой печати», сама бы желала научиться так печатать. Но созидательное влияние письма на функции мозга и весь организм, подтвержденное множеством исследований и историческим опытом, убеждает, что детей прежде всего нужно учить письму.
Дети должны стать самостоятельными и думающими личностями, а не послушными марионетками.
Подумайте о письме от руки как о полезной тренировке для мозга, которая помогает оставаться здоровым.
Материалы по теме:
- Побуждение к обучению: как сохранить интерес у ребенка. ;
- Развитие школьника, или Необходимые навыки для первого класса .