
С семи до одиннадцати лет ребенок становится более самостоятельным и сталкивается с различными правилами: школьными, семейными, общественными. Сложное поведение в этом возрасте — не вызов, а попытка понять, насколько взрослый рядом надежен и устойчив, на него можно опереться. Ребенок проверяет границы и испытывает прочность привязанности.
🚷 Почему дети проверяют границы
Дети в возрасте от семи до одиннадцати лет уже не малыши, но ещё и не подростки. Начинают рисковать, нарушать запреты, спорить, быть более самостоятельными и действовать «по-своему». Тем не менее им по-прежнему важна близость с родителями.
Поведение ребенка, кажущееся для взрослых провокационным, часто указывает на переживание тревоги: «Даже если совершу ошибку, мама все еще будет меня любить?».
Проверкой границ можно удостовериться в том, что родители рядом, независимо от моих поступков. Эта проверка играет важную роль в становлении внутреннего равновесия и уверенности в себе ребенка.
🤭 Как именно дети проверяют границы
Проведение проверки границ возможно с использованием различных методик. Какие существуют способы её реализации?
- Мальчик возмущён: «Зачем мне это?». Взгляд его прикован к ответу взрослого.
- Кажется, будто нарочно упускает из виду правила: «Ой, как же не знал…»
- Делает всё по-своему, невзирая на просьбы о другом.
- Запрашивает, почему всем позволено, а ему — нет.
- Выглядит уставшим или медлительно исполняет поручения, откладывая их во времени: «Сейчас», «Позже».
- Подталкивает к конфликту: как бы невзначай игнорирует или прерывает просьбы.
- Сравнивает родителей с другими взрослыми.
Иногда возражение выражается более резко: ребёнок может быть грубым, хлопнуть дверью, упрямиться. Это естественный этап развития — именно в этот период ребёнок осознаёт свою независимость.
🧘🏻 Как лучше реагировать родителю
Детям свойственно выражать недовольство разными способами — обидами, спорами, жалобами — чтобы получить желаемое.
Родитель должен быть твёрдым, но избегать жесткого контроля. Границы важны, но еще важнее — уважение и связь с ребёнком. За сложным поведением часто скрывается нужда в поддержке.
Что делать родителю:
- Сохранять спокойствиеВажно быть надёжным взрослым, нежели всегда оставаться правым.
- Учитывать эмоции ребенка и сдержанно обозначать границы. Видишь, ты расстроен. Регламент не меняется.
- Чётко разделять потребности и желания. Не потакать, но и не игнорировать.
- Давать выбор в рамкахВместо «Делай это» — «Ты выполнишь это сейчас или после ужина?».
Ребенок испытывает границы не из-за злой намерении, а потому что развивается. Чем более спокойно родитель переносит эти испытания — не расстраиваясь, не испугавшись, но и не уступая — тем больше шансов у ребенка вырасти независимым и уверенным в себе.
Источники:
- Книга «Ребенок с цельным мозгом: 12 революционных стратегий для развития детского разума». Сигел, Д. Дж., Брайсон, Т. П. (2011)
- Проблемы и сложности в исследовании родительского контроля: к новому осмыслению , Child Development Perspectives, 2009
- Основы и результаты самоопределения в трёх областях жизни: значение поощрения самостоятельности родителями и педагогами. , Journal of youth and adolescence, 2005