
Содержание:
- Особенности коммуникативного развития детей с РАС
- Причины саморазговора у аутичных людей
- Что такое эхолалия
- Речевые стереотипии как сенсорная стимуляция
- Речевые стереотипии как эмоциональная регуляция
- Речевые стереотипы как способ решения когнитивных задач
- Когда саморазговор становится проблемой
- Стоит ли оказывать влияние на ребенка и каким образом это лучше осуществлять: советы для родителей и экспертов.
Родители часто обращают внимание на то, что дети с расстройством аутистического спектра разговаривают сами с собой. Это явление может вызывать беспокойство и порождать вопросы о его нормальности, а также о том, что предпринять, если человек разговаривает сам с собой вслух, является ли это признаком диагноза или требует каких-либо действий.
Влияют ли подобные внутренние диалоги на развитие ребенка и стоит ли ограничивать их, рассказала эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу. АкадемСити, Юлия Иванчикова.
Особенности коммуникативного развития детей с РАС
Нарушения в области коммуникации являются одним из основных признаков расстройств аутистического спектра. Они могут наблюдаться даже у людей, владеющих устной речью. У многих детей и взрослых с РАС можно заметить обилие слов, сложные фразы и конструкции, однако им сложно сформулировать просьбу, задать вопрос или установить и поддерживать разговор. В результате речь не выполняет функцию общения.
Дети с расстройствами аутистического спектра нередко используют речевые формы, отличные от общепринятых, такие как повторение фраз или цитирование. Эти формы могут служить попытками общения, однако окружающие часто не понимают их из-за их нетипичности.
Иногда людям трудно понять, что скрывается за определенными речевыми моделями – искреннее желание установить контакт. Распространено убеждение, что людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) общение не требуется. Однако современные исследования демонстрируют, что многие дети с РАС испытывают потребность в коммуникации, но сталкиваются с трудностями в ее организации. В результате они используют доступные средства, такие как речевые стереотипии. Это может быть способом установить контакт, даже если он кажется нетипичным. Родителям и специалистам необходимо уметь распознавать стремление к общению и не подавлять его.
Причины саморазговора у аутичных людей
В первую очередь следует учитывать, что термин «саморазговор» не используется в научном сообществе. Это бытовое понятие, слишком широкое и расплывчатое. Под «саморазговором» обычно подразумеваются речевые стереотипии — нефункциональные формы речевого поведения, характеризующиеся повторяющимися действиями.
Люди с расстройствами аутистического спектра могут проявлять разнообразные речевые стереотипии.
Форма |
Как проявляется |
Немедленная или отсроченная эхолалия |
Ребёнок может повторять слова и фразы либо сразу, либо с задержкой после того, как их услышал. |
Игра с языком, словарем |
Повторяет заученные фразы, звуки и слова. |
Воображаемый диалог |
Принимает участие в диалогах с вымышленными героями или ставит небольшие представления. |
Разговоры на одну и ту же тему |
Часто задает одни и те же вопросы и рассказывает истории, которые обычно связаны с конкретными увлечениями, такими как динозавры или космос. |
Прежде чем судить о том, является ли такое поведение проблемой, необходимо понять, с какой целью ребенок использует эти стереотипные фразы. Для детей с расстройствами аутистического спектра подобные речевые модели могут служить
- справиться с избытком или недостатком стимулов;
- выразить тревогу или успокоиться;
- определять последовательность действий и мыслей, составлять планы.
- удержать внимание;
- взаимодействовать с внутренним миром.
В данном случае «разговор с собой» может быть не только признаком расстройства аутистического спектра, но и способом взаимодействия с окружающим миром. Выявление этой особенности позволяет разработать методы снижения частоты разговоров с собой у людей с аутизмом.
Что такое эхолалия
Эхолалия — распространенная речевая особенность у детей с расстройствами аутистического спектра, заключающаяся в повторении слов, фраз или звуков, произнесенных другими людьми. Она может проявляться в виде немедленного повторения сразу после того, как ребенок что-то услышал, или в виде отсроченного повторения, которое происходит через часы или даже дни.
Эхолалия помогает:
- Иногда дети выражают согласие, повторяя вопрос. К примеру, на вопрос «Ты хочешь сок?» ребенок может ответить тем же вопросом: «Ты хочешь сок?». Это может быть его способом подтверждения желания.
- Повторение фраз из мультфильмов может выражать широкий спектр эмоций, от радости до тревоги.
- Сохранять темп взаимодействия, даже при отсутствии собственных реплик.
- Повторение помогает ребенку лучше понять услышанное.
Эхолалия представляет собой не просто автоматическое повторение, а способ, с помощью которого ребенок взаимодействует с окружающим миром, устанавливает контакт, регулирует свое состояние и мыслит. Помимо эхолалии, у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются и другие формы повторения речи:
- палилалия – это феномен, при котором ребенок повторяет последние слова сказанной фразы, например: «Ты хочешь сок, сок, сок».
- воспроизведение ребенком фрагментов из фильмов, песен или рекламы, что также называют «эффектом ходячего телевизора / радио», или скриптинг.
Использование подобных речевых конструкций может требовать меньше усилий, чем спонтанная речь. Они нередко выполняют сенсорную и эмоциональную роль, способствуя регуляции внутреннего состояния.
Раньше эхолалию рассматривали как нежелательный признак, требующий коррекции. Однако в настоящее время установлено, что это способ саморегуляции и один из этапов формирования речи. Вместо того чтобы подавлять эхолалию, взрослым следует выяснять её причины и, при необходимости, способствовать развитию более разнообразных речевых средств.
У моей дочери есть любимый мультфильм про школьный автобус Гордона. Однажды, столкнувшись с трудностями на занятии, она вместо прямого вопроса о помощи произнесла фразу из мультфильма: «Нам нужна помощь Гордона!». Это проявление отсроченной эхолалии, однако содержащее ясное намерение коммуникации.
Мы с мамой обратили внимание, что она стала употреблять эту фразу и в домашней обстановке, в схожих обстоятельствах. Затем мы начали приучать её к замене этой реплики на просьбу: «Помоги».
Речевые стереотипии как сенсорная стимуляция
У некоторых людей с расстройствами аутистического спектра речь может выполнять функцию сенсорной стимуляции, подобно привычным формам стимминга – повторяющимся движениям, звукам или действиям, которые помогают им регулировать свое состояние.
Такая стимуляция может:
- контролировать аудиальную нагрузку;
- способствовать адаптации к разнообразным внешним раздражителям, таким как шумная или непредсказуемая среда.
- может восприниматься как приятное тактильное или акустическое ощущение.
Используя речь, человек регулирует активность нервной системы, уменьшает тревогу и поддерживает чувство спокойствия.
Речевые стереотипии как эмоциональная регуляция
Разговор вслух может помочь снизить эмоциональное напряжение. Это особенно важно для детей, которые пока не умеют выражать свои чувства приемлемым для общества способом.
Фразы или звуки могут повторяться в моменты:
- стрессовые ситуации, возникающие, к примеру, когда возникают непредвиденные обстоятельства;
- тревоги, например, возникающие, когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке или не знает, что его ждет.
- положительного и отрицательного возбуждения.
В данном случае речь выполняет функцию регулирования внутреннего состояния.
Объяснение плана действий, например фраза «Я надену куртку, затем пойдем гулять», помогает создать ощущение предсказуемости и уменьшить тревожность. Это метод саморегуляции, а не простое повторение слов.
Речевые стереотипии могут выступать в роли способа решения когнитивных задач.
««Разговоры с собой» могут быть частью процесса развития мышления и являться проявлением внутренней речи. Это механизм, с помощью которого человек обрабатывает информацию, используя язык, но не произнося слова вслух. Внутренняя речь помогает решать задачи, планировать действия и понимать информацию.
У типично развивающихся детей внутренняя речь со временем становится более скрытой. У детей с расстройствами аутистического спектра она может проявляться в форме внешней речи, что не является признаком задержки или нарушения развития.
Когда ребенок озвучивает инструкции и планирует свои действия вслух, он:
- удерживает задачи в фокусе внимания;
- подсказывает себе, что делать дальше;
- организовывает деятельность.
Используя конструктор, ребенок может сказать: «Сначала синий… затем зеленый… но не так, попробую иначе». Таким образом, он применяет речь для планирования, внесения корректировок и контроля над своими действиями.
Когда саморазговор становится проблемой
Речевые стереотипии сами по себе не представляют опасности и не наносят ребенку физического вреда. Однако они способны препятствовать его развитию, особенно если возникают неконтролируемо и в неподходящих ситуациях. К примеру, обильное проявление эхолалий и самостимуляции во время занятия может значительно усложнить усвоение новых знаний.
Речевые стереотипии, такие как эхолалия, способны затруднять формирование эффективных коммуникативных навыков. В частности, ребенок, зациклившись на повторяющихся речевых элементах, может испытывать сложности с переключением внимания на альтернативные способы общения и не способен говорить на другие темы.
Речевая стереотипия начинает вызывать беспокойство, если:
- Ребенок предпочитает внутренний диалог общению с окружающими, общаясь преимущественно с самим собой.
- Навязчивые мысли мешают общению, обучению и повседневным делам.
- Наблюдаются истерические реакции, повышенное возбуждение и агрессивное поведение.
- Нарушения речи затрудняют адаптацию в школе, детском саду и в обществе.
Влияние речевых стереотипий на жизнь и развитие ребенка имеет большое значение. Даже если речь отличается от общепринятой, но способствует развитию и общению, это можно считать адаптивным поведением, которое необходимо направлять в более эффективное русло. Для развития и улучшения речи у детей с РАС существуют специальные упражнения.
Подробнее
Когда стоит оказывать поддержку и каким образом это сделать наилучшим образом: советы для родителей и экспертов.
Перед тем, как приступать к коррекции речевых стереотипов у ребенка с расстройством аутистического спектра, необходимо выяснить причину такого поведения. Например, если речь является формой аутостимуляции, позволяющей получать приятные сенсорные ощущения, то контролировать это поведение извне сложно, поскольку оно выполняет важную функцию для самого ребенка. В подобной ситуации целесообразно организовать сенсорную зону – пространство, где ребенок может спокойно и безопасно удовлетворять потребность в повторяющихся действиях.
Иногда у ребенка нет других способов выражения, и он использует стереотипные фразы, поскольку не располагает другими речевыми средствами. В подобных ситуациях необходимо обучать его новым способам коммуникации и стимулировать конструктивные речевые проявления.
Необходимо учить ребенка различать ситуации, когда использование речевых стереотипий уместно, а когда оно создает препятствия для окружающих. К примеру, тихое напевание песни в очереди допустимо, в то время как громкое повторение фраз может доставлять дискомфорт другим людям. Для наглядного объяснения этого можно применять визуальные расписания, подсказки и социальные истории.
Поддержка конструктивного и уместного речевого поведения у ребенка играет ключевую роль в развитии его навыков общения и расширении возможностей коммуникации. При этом важно, чтобы поощрение было ценным и мотивирующим для конкретного ребенка.
Выбор вознаграждения всегда согласовывается с родителями. Именно они лучше всех знают, что действительно приносит ребенку радость и вдохновение. Например, использование стандартных сладких призов, таких как шоколад или печенье, может оказаться неэффективным. Этот стимул может быть недостаточно сильным для мотивации ребенка к желаемому поведению.
Когда не вмешиваться |
Почему не стоит вмешиваться |
Использование заученных фраз помогает уменьшить влияние сенсорной или эмоциональной перегрузки. |
Это способ саморегуляции |
Речь помогает ребенку сосредоточиться |
Это рабочая стратегия концентрации внимания |
Может быть как инструментом для развития мышления, так и способом эмоциональной поддержки. |
Дает ощущение контроля над ситуацией |
В подобных ситуациях не требуется никакого вмешательства. Запреты могут негативно повлиять на состояние ребенка и нарушить сформированные им способы решения проблем.
Когда вмешиваться уместно |
Что делать вместо запрета |
Повторяющиеся речевые шаблоны препятствуют формированию необходимых коммуникативных навыков, таких как умение попросить о помощи. |
Осваивать невербальные методы общения, такие как визуальные сигналы, короткие выражения и жесты. |
Создает трудности в процессе обучения, коммуникации и социальной адаптации. |
Способствовать развитию навыков социального взаимодействия, стимулировать использование подходящей лексики. |
Может вызывать стресс или способствовать дезадаптации в окружающей среде. |
Необходимо выбирать ситуации, способствующие более легкой адаптации ребенка, уменьшать факторы, вызывающие перегрузки, и обучать его методам расслабления с использованием телесных ощущений. |
В подобных ситуациях не стоит запрещать, лучше поддержать и направить: предлагать альтернативные способы выражения тех же потребностей, заменяя стереотипную речь более уместными формулировками. Речевая стереотипия – это не проявление нежелательного поведения, а способ взаимодействия. Задача взрослого заключается в том, чтобы понять, какую функцию выполняет стереотипная речь, и помочь ребенку расширить возможности общения, сохраняя при этом его чувство защищенности.