Упрямство, непослушание и вспышки гнева – поведение, которое знакомо многим родителям детей в возрасте 8–11 лет. За ним чаще всего скрываются сложности, с которыми сталкивается ребенок.

Обсуждаем возможные причины такого поведения и способы реакции, которые помогут ребенку.

1. Стремление к самостоятельности

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельную личность. Важно для него принимать собственные решения, экспериментировать и отстаивать свою позицию — это естественная часть роста.

Иногда ребёнок сознательно спорит или игнорирует просьбы для ощущения контроля над своим существованием.

📌 Что делатьПоддерживать желание самостоятельности, при этом ненавязчиво устанавливать рамки: «Можно выбирать, с чем заниматься, но задания необходимо выполнить».

2. Трудности с контролем эмоций

Детская нервная система всё ещё развивается: мозг учится управлять эмоциями и поведением. Поэтому вместо того, чтобы собраться и успокоиться, как иногда советуют взрослые, ребёнок может вспыхнуть, расплакаться, хлопнуть дверью. Из-за неспособности справиться с чувствами.

Детям с повышенной чувствительностью особенно сложно переносить критику, быстрее утомляются и выражают свои эмоции ярче.

📌 Что делатьРазвивать у ребенка умение распознавать и выражать эмоции, демонстрировать методы саморегуляции: остановка, дыхание, подсчет до десяти, беседа.

3. Перегрузка и усталость

Школа, кружки, дополнительные занятия и домашние дела — всё больше обязанностей, а эмоциональные и физические силы ребёнка ограничены. Планировать он ещё не умеет и не понимает, когда пора отдыхать. Потому может стать раздражительным, капризным, отказываться выполнять простые задачи, которые раньше выполнял без проблем.

Иногда перегруженность незаметна. Ребенок может соглашаться со всем, желая быть хорошим и удовлетворить ожидания, но затем внезапно проявлять резкую и неожиданную реакцию.

📌 Что делатьВажно соблюдать режим дня, принимать во внимание нагрузку и предоставлять ребенку возможность отдохнуть.

4. Сложности с пониманием правил

В этом возрасте дети только постигают правила. Если правила слишком сложные, ребёнку может быть трудно сразу начать действовать — он теряется, замедляется или откажется выполнить просьбу или правило. Особенно сложно это тревожным детям, которые боятся сделать «не так» и откладывают действия.

Если скажете ребёнку «Наведи порядок в комнате», ему будет непонятно, с чего начинать. Лучше сказать: «Сначала укрой книги на полку, потом сложи вещи в шкаф».

📌 Что делатьГоворите ясно, избегайте излишней информации для ребёнка, оказывайте ему поддержку в трудных ситуациях и объясняйте, что уточнения и вопросы – это естественно.

5. Нехватка внимания

Важно для ребёнка ощущать своё видимое существование, услышанное мнение и принятие – даже в случае неидеальности. При недостатке внимания дети могут добиваться его любым способом: криками, грубостью, отказами или провокациями.

Даже отрицательная реакция родителя — недовольство, выговор, крик — всё ещё является формой взаимодействия. С течением времени дети могут понять, что конфликт привлекает больше внимания, чем просьба.

Поведение такого рода может стать способом установления контакта со взрослыми, когда ребенку недостает обычного, теплого общение.

📌 Что делатьБольше обращать внимание на положительное, общаться, находиться рядом. Сознательно устраивать ситуации, в которых ребенок ощущает свою значимость, независимо от действий.

Плохой детский поступок — сигнал о его состоянии. За ним могут стоять возрастные характеристики, утомление или нужда в помощи. Нужно реагировать с пониманием, а не обвинением, предлагая поддержку.

Источники:

  • Нейроразвитие как причина трудных проявлений в дошкольном возрасте: раздражительные и эмоционально отстраненные дети. , American Journal of Psychiatry, 2017
  • Обновление научных основ психосоциальных методов лечения девиантного поведения в детском возрасте Журнал клинической детской и подростковой психологии, 2017 год.
  • Взаимосвязь стиля воспитания и поведения детей в возрасте от 8 до 13 лет во всnine странах. , Journal of Research on Adolescence, 2018