
Содержание:
- Что такое итоговое сочинение
- Требования к итоговому сочинению
- Как подготовиться к итоговому сочинению
- Как начать итоговое сочинение
Итоговое сочинение — существенный момент для любого выпускника одиннадцатого класса. Самостоятельное задание демонстрирует, насколько хорошо учащийся выражает свои мысли, излагает доводы и использует литературные иллюстрации.
Многие ученики переживают: можно ли подготовиться к написанию итогового сочинения, если до экзамена остаётся только один день? Подготовка возможна и в течение 24 часов — при условии понимания структуры, требований и часто встречающихся ошибок.
В статье рассказано о структуре итогового сочинения ЕГЭ, даны советы по его написанию и рекомендации по получению зачета без волнений.
Что такое итоговое сочинение
Завершающее сочинение — обязательное письменное задание для выпускников одиннадцатых классов, проводимое в декабре. Оно не сказывается на результатах ЕГЭ, но является необходимым условием допуска к экзаменам. Можно сказать, что это своеобразный допуск: сданное сочинение дает право сдавать ЕГЭ, не сданное — требует пересдачи в феврале или мае.
Сочинение оценивают по системе «зачет/незачет». Не ставятся баллы, достаточно выполнить все критерии и избегать серьезных ошибок. При получении «незачета» можно попытаться еще два раза.
Тему сочинения объявляют только в день экзамена, но заранее публикуют 5 общих тем, в рамках которых сформулируют финальную задачу: «Родина», «Память», «Выбор», «Творчество». Из этих направлений и выбирается тема. Ученик сам решает, на какую тему писать.
В течение трёх часов пятьдесят пяти минут необходимо разобраться с темой сочинения, разработать идею, найти подходящие литературные примеры и составить логичный текст объёмом от двухсот пятидесяти слов.
Основная задача — оценить способность ученика к размышлению, аргументации, созданию логичной речи и использованию литературных источников. Это не шаблонное сочинение, а полноценное письменное произведение с вступлением, тезисом, аргументами, примерами и выводом.
Требования к итоговому сочинению
Для получения зачета необходимо как написать сочинение, так и учесть формальные требования. Формальные требования кажутся строгими, но на деле вполне выполнимы — особенно если знать, на что обратить внимание.
Критерий |
Как проявляется |
Объем |
Для рассмотрения необходимо минимум 250 слов. Сочинения короче этого объема не проверяются. Лучше всего писать от 350 до 400 слов, так как это позволяет более полно изложить тему и соответствовать заданной структуре. |
Раскрытие темы |
Экзаменатор оценивает, освоил ли ученик тему и ответил ли на главный вопрос. Изменение темы — частая причина незачета. Если тема звучит как «Что важнее: правда или милосердие?», то рассуждения о дружбе и честности не подойдут. |
Аргументация через литературу |
Предложите не меньше одной работы литературы. Желательно две. Может быть повесть, стихотворение, пьеса. Важно – не пересказывать сюжет, а объяснить, как персонаж или событие помогают понять тему. |
Логика и композиция |
Для написания качественного сочинения необходимо следовать определенной структуре: введение, основная часть, заключение. Рассуждения должны быть последовательными. Каждый абзац должен начинаться с ясной мысли, которая логически переходит к последующему. |
Качество речи |
Сформулируйте мысли точно и ясно, избегайте избыточных слов, повторов и сложных конструкций. Уделяйте внимание грамотности. |
Грамотность |
Ошибки в орфографии, пунктуации и речи сказываются на результате. Количество допустимых ошибок варьируется в зависимости от региона, но обычно не превышает пяти. Рекомендуется заранее освежить знания основных правил: правила написания слов слитно или раздельно, расстановка знаков препинания, стилистика. |
Работа должна быть оригинальной. Копирование чужих текстов или использование готовых фраз без понимания смысла недопустимо. Экзаменаторы способны отличить самостоятельное мышление от придуманных предложений.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Итоговое сочинение оценивает не только знания, но и способность размышлять, строить аргументы и использовать прочитанное. Для успешной сдачи экзамена необходимо понимать требования, грамотно распределять силы при подготовке и обращать внимание на детали в день написания сочинения.
Подумайте о цели написания итогового сочинения.
Цель первая — получить зачет и право сдавать ЕГЭ, вторая — применить сочинение во время поступления в университет. В первом варианте важно лишь соответствовать теме и избежать грамматических опечаток.
Итоговое сочинение обычно проверяют на филологическом факультете или факультете журналистики. Для получения дополнительных баллов в университете нужно продемонстрировать метапредметность текста. Из сочинения должно быть ясно, что ученик знаком не только с произведениями школьной программы, но и с другими источниками, например, книгами из личной библиотеки, биографией известных людей или научными открытиями.
Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях
Сконцентрировавшись на одном или двух направлениях, вы сможете изучить все доступные темы в сети и подготовиться к ожидаемым вопросам экзамена.
Избегайте чтения новых книг и литературоведческих анализов накануне экзамена.
За день до итогового сочинения рекомендуется избегать загрузки мозга новой информацией. Сейчас не время для начала чтения «Преступления и наказания» или просмотра разборов сложных тем на YouTube. Мозг уже находится в напряжении, а любое стремление запомнить что-то новое усиливает стресс и снижает концентрацию.
Сначала пройдите по уже изученным работам. Вспомните главные идеи и персонажей, а также составьте список из 2-3 универсальных примеров для различных направлений.
Приведите существующий материал в соответствие с необходимыми темами.
Для успешной сдачи итогового сочинения важно уметь применять знания из книг. В любой литературной работе можно найти подходящие темы: любовь, отношение к Родине и другие. Чтобы быстро отыскать нужный эпизод, полезно подумать, какие образы у тебя ассоциируются с каждой темой, вспомнить героев и их участие в сюжете.
Проверяйте сочинение с конца
При написании текста взгляд теряет ясность. Создаётся впечатление логичности из-за свежести мысли. С течением времени проявляются огрехи: повторы слов, отсутствие запятых, нечёткие переходы. Поэтому нужно дважды проверять сочинение: сначала с начала до конца, потом наоборот.
При первом прочтении целесообразно обратить внимание на структуру: как вступление подводят к теме, как развивается мысль, как оформлен заключение. Второе чтение лучше начать с последнего абзаца и двигаться вверх по частям. Это позволяет отстраниться от первоначального замысла и заметить, где текст отклоняется от заданной линии или звучит неестественно. Читая снизу вверх, проще выявлять повторы, перегрузки сложными конструкциями, лишние вводные слова.
Не теряйте логику
Стресс может привести к потере логики повествования у учеников. При ответе на вопрос «Согласны ли вы…?» все аргументы должны выражать вашу позицию. При построении вопроса на противопоставлении двух понятий, в сочинении необходимо осветить обе позиции и в заключении пояснить свою точку зрения.
Следите за грамотностью
Чтобы проверить знаки препинания в сочинении, прочтите его с конца. Так проще отвлечься от смысла текста и заметить грамматические ошибки. Ученик получает «незачет», если в сумме на 100 слов у него более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. При проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.
Не ищите аргументы в интернете
Интернет-аргументы по вашей теме могут расходиться с идеей сочинения, нарушив логику размышления. Если всё же обратитесь к чужим анализам, прочитайте краткое содержание произведений и пересказьте его себе для более глубокого понимания вопроса.
Не переживайте во время экзамена
Страх затрудняет письмо и упорядочивание мыслей. Напоминание: итоговое сочинение служит лишь допусками к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал необходимое количество слов (минимум 250) или эксперты признали работы несамостоятельными.
Пишите о любимых произведениях
На экзамене обращайтесь к любимым произведениям. Текст, который вызывает отклик, порождает мысли быстрее.
Легче объяснить, почему герой вас зацепил, чем искать глубину там, где её не ощущаете. Реальная связь с книгой помогает писать живо и осмысленно.
Не бойтесь высказывать свое мнение — итоговое сочинение допускает свободу формы и мыслей. В нём нельзя получить «незачет» из-за нестандартных взглядов. Нет единой авторской позиции и «правильного» мнения; каждый имеет возможность поразмышлять, а самостоятельность мысли приветствуется.
Как начать итоговое сочинение
Начало всегда самое сложное. Чистый лист словно давит, мысли разрознены. Для более легкого начала не пытайтесь сразу сочинить изящные фразы. Самое важное — разобраться в теме и определить путь повествования.
Вместо «Что помогает человеку сохранить достоинство в трудных обстоятельствах?» спросите: «Почему некоторые люди остаются честными даже в сложных ситуациях?».
Внутреннее убеждение в справедливости действий содействует сохранению достоинства.
Затем можно обратиться к иллюстрациям и доказательствам.
Можно начать с размышления о жизненных трудностях: каждый человек хоть раз столкнется с выбором — уступить или отстоять себя. В таких ситуациях настоящую силу характера можно проявить.
Избегайте избитых фраз, таких как «С древних времен люди задумывались…».
Начальная часть важна для того, чтобы установить направление и продемонстрировать понимание темы. Пишите понятно, не боясь простоты. Сильный зачин – это не изысканные фразы, а ясная мысль, с которой будет продолжено рассуждение.
Вступительное сочинение может показаться страшным на первый взгляд. На самом деле это шанс спокойно изложить свое мнение и вспомнить любимые произведения. Здесь нет нужды угадывать правильный ответ — важно продемонстрировать умение мыслить, сравнивать и делать выводы.
Перед экзаменом уделите внимание пройденным темам. Найдите несколько примеров из литературы, вспомните выразительные фразы и попрактикуйтесь формулировать мысли вслух.