Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое итоговое сочинение
  • Требования к итоговому сочинению
  • Как подготовиться к итоговому сочинению
  • Как начать итоговое сочинение

Итоговое сочинение — существенный момент для любого выпускника одиннадцатого класса. Самостоятельное задание демонстрирует, насколько хорошо учащийся выражает свои мысли, излагает доводы и использует литературные иллюстрации.

Многие ученики переживают: можно ли подготовиться к написанию итогового сочинения, если до экзамена остаётся только один день? Подготовка возможна и в течение 24 часов — при условии понимания структуры, требований и часто встречающихся ошибок.

В статье рассказано о структуре итогового сочинения ЕГЭ, даны советы по его написанию и рекомендации по получению зачета без волнений.

Что такое итоговое сочинение

Завершающее сочинение — обязательное письменное задание для выпускников одиннадцатых классов, проводимое в декабре. Оно не сказывается на результатах ЕГЭ, но является необходимым условием допуска к экзаменам. Можно сказать, что это своеобразный допуск: сданное сочинение дает право сдавать ЕГЭ, не сданное — требует пересдачи в феврале или мае.

Сочинение оценивают по системе «зачет/незачет». Не ставятся баллы, достаточно выполнить все критерии и избегать серьезных ошибок. При получении «незачета» можно попытаться еще два раза.

Тему сочинения объявляют только в день экзамена, но заранее публикуют 5 общих тем, в рамках которых сформулируют финальную задачу: «Родина», «Память», «Выбор», «Творчество». Из этих направлений и выбирается тема. Ученик сам решает, на какую тему писать.

В течение трёх часов пятьдесят пяти минут необходимо разобраться с темой сочинения, разработать идею, найти подходящие литературные примеры и составить логичный текст объёмом от двухсот пятидесяти слов.

Основная задача — оценить способность ученика к размышлению, аргументации, созданию логичной речи и использованию литературных источников. Это не шаблонное сочинение, а полноценное письменное произведение с вступлением, тезисом, аргументами, примерами и выводом.

Требования к итоговому сочинению

Для получения зачета необходимо как написать сочинение, так и учесть формальные требования. Формальные требования кажутся строгими, но на деле вполне выполнимы — особенно если знать, на что обратить внимание.

Критерий

Как проявляется

Объем

Для рассмотрения необходимо минимум 250 слов. Сочинения короче этого объема не проверяются. Лучше всего писать от 350 до 400 слов, так как это позволяет более полно изложить тему и соответствовать заданной структуре.

Раскрытие темы

Экзаменатор оценивает, освоил ли ученик тему и ответил ли на главный вопрос. Изменение темы — частая причина незачета. Если тема звучит как «Что важнее: правда или милосердие?», то рассуждения о дружбе и честности не подойдут.

Аргументация через литературу

Предложите не меньше одной работы литературы. Желательно две. Может быть повесть, стихотворение, пьеса. Важно – не пересказывать сюжет, а объяснить, как персонаж или событие помогают понять тему.

Логика и композиция

Для написания качественного сочинения необходимо следовать определенной структуре: введение, основная часть, заключение. Рассуждения должны быть последовательными. Каждый абзац должен начинаться с ясной мысли, которая логически переходит к последующему.

Качество речи

Сформулируйте мысли точно и ясно, избегайте избыточных слов, повторов и сложных конструкций. Уделяйте внимание грамотности.

Грамотность

Ошибки в орфографии, пунктуации и речи сказываются на результате. Количество допустимых ошибок варьируется в зависимости от региона, но обычно не превышает пяти. Рекомендуется заранее освежить знания основных правил: правила написания слов слитно или раздельно, расстановка знаков препинания, стилистика.

Работа должна быть оригинальной. Копирование чужих текстов или использование готовых фраз без понимания смысла недопустимо. Экзаменаторы способны отличить самостоятельное мышление от придуманных предложений.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение оценивает не только знания, но и способность размышлять, строить аргументы и использовать прочитанное. Для успешной сдачи экзамена необходимо понимать требования, грамотно распределять силы при подготовке и обращать внимание на детали в день написания сочинения.

Подумайте о цели написания итогового сочинения.

Цель первая — получить зачет и право сдавать ЕГЭ, вторая — применить сочинение во время поступления в университет. В первом варианте важно лишь соответствовать теме и избежать грамматических опечаток.

Итоговое сочинение обычно проверяют на филологическом факультете или факультете журналистики. Для получения дополнительных баллов в университете нужно продемонстрировать метапредметность текста. Из сочинения должно быть ясно, что ученик знаком не только с произведениями школьной программы, но и с другими источниками, например, книгами из личной библиотеки, биографией известных людей или научными открытиями.

Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях

Сконцентрировавшись на одном или двух направлениях, вы сможете изучить все доступные темы в сети и подготовиться к ожидаемым вопросам экзамена.

Избегайте чтения новых книг и литературоведческих анализов накануне экзамена.

За день до итогового сочинения рекомендуется избегать загрузки мозга новой информацией. Сейчас не время для начала чтения «Преступления и наказания» или просмотра разборов сложных тем на YouTube. Мозг уже находится в напряжении, а любое стремление запомнить что-то новое усиливает стресс и снижает концентрацию.

Сначала пройдите по уже изученным работам. Вспомните главные идеи и персонажей, а также составьте список из 2-3 универсальных примеров для различных направлений.

Приведите существующий материал в соответствие с необходимыми темами.

Для успешной сдачи итогового сочинения важно уметь применять знания из книг. В любой литературной работе можно найти подходящие темы: любовь, отношение к Родине и другие. Чтобы быстро отыскать нужный эпизод, полезно подумать, какие образы у тебя ассоциируются с каждой темой, вспомнить героев и их участие в сюжете.

Проверяйте сочинение с конца

При написании текста взгляд теряет ясность. Создаётся впечатление логичности из-за свежести мысли. С течением времени проявляются огрехи: повторы слов, отсутствие запятых, нечёткие переходы. Поэтому нужно дважды проверять сочинение: сначала с начала до конца, потом наоборот.

При первом прочтении целесообразно обратить внимание на структуру: как вступление подводят к теме, как развивается мысль, как оформлен заключение. Второе чтение лучше начать с последнего абзаца и двигаться вверх по частям. Это позволяет отстраниться от первоначального замысла и заметить, где текст отклоняется от заданной линии или звучит неестественно. Читая снизу вверх, проще выявлять повторы, перегрузки сложными конструкциями, лишние вводные слова.

Не теряйте логику

Стресс может привести к потере логики повествования у учеников. При ответе на вопрос «Согласны ли вы…?» все аргументы должны выражать вашу позицию. При построении вопроса на противопоставлении двух понятий, в сочинении необходимо осветить обе позиции и в заключении пояснить свою точку зрения.

Следите за грамотностью

Чтобы проверить знаки препинания в сочинении, прочтите его с конца. Так проще отвлечься от смысла текста и заметить грамматические ошибки. Ученик получает «незачет», если в сумме на 100 слов у него более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. При проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.

Не ищите аргументы в интернете

Интернет-аргументы по вашей теме могут расходиться с идеей сочинения, нарушив логику размышления. Если всё же обратитесь к чужим анализам, прочитайте краткое содержание произведений и пересказьте его себе для более глубокого понимания вопроса.

Не переживайте во время экзамена

Страх затрудняет письмо и упорядочивание мыслей. Напоминание: итоговое сочинение служит лишь допусками к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал необходимое количество слов (минимум 250) или эксперты признали работы несамостоятельными.

Пишите о любимых произведениях

На экзамене обращайтесь к любимым произведениям. Текст, который вызывает отклик, порождает мысли быстрее.
Легче объяснить, почему герой вас зацепил, чем искать глубину там, где её не ощущаете. Реальная связь с книгой помогает писать живо и осмысленно.

Не бойтесь высказывать свое мнение — итоговое сочинение допускает свободу формы и мыслей. В нём нельзя получить «незачет» из-за нестандартных взглядов. Нет единой авторской позиции и «правильного» мнения; каждый имеет возможность поразмышлять, а самостоятельность мысли приветствуется.

Как начать итоговое сочинение

Начало всегда самое сложное. Чистый лист словно давит, мысли разрознены. Для более легкого начала не пытайтесь сразу сочинить изящные фразы. Самое важное — разобраться в теме и определить путь повествования.

Вместо «Что помогает человеку сохранить достоинство в трудных обстоятельствах?» спросите: «Почему некоторые люди остаются честными даже в сложных ситуациях?».

Внутреннее убеждение в справедливости действий содействует сохранению достоинства.

Затем можно обратиться к иллюстрациям и доказательствам.

Можно начать с размышления о жизненных трудностях: каждый человек хоть раз столкнется с выбором — уступить или отстоять себя. В таких ситуациях настоящую силу характера можно проявить.

Избегайте избитых фраз, таких как «С древних времен люди задумывались…».

Начальная часть важна для того, чтобы установить направление и продемонстрировать понимание темы. Пишите понятно, не боясь простоты. Сильный зачин – это не изысканные фразы, а ясная мысль, с которой будет продолжено рассуждение.

Вступительное сочинение может показаться страшным на первый взгляд. На самом деле это шанс спокойно изложить свое мнение и вспомнить любимые произведения. Здесь нет нужды угадывать правильный ответ — важно продемонстрировать умение мыслить, сравнивать и делать выводы.

Перед экзаменом уделите внимание пройденным темам. Найдите несколько примеров из литературы, вспомните выразительные фразы и попрактикуйтесь формулировать мысли вслух.