
Картинка: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Логопед и дошкольный педагог Евгения Колесникова Предлагаются рекомендации по организации родительского собрания для педагогов, которые желают чувствовать себя комфортно и получить поддержку от родителей.
Пространство и инвентарь
Перед родительским собранием упорядочьте группу: разложите игрушки аккуратно, обозначьте зоны для занятий. Родители обычно останавливаются у раздевалки. Но на собрании входят в групповые помещения. Покажите им, что игрушки и инвентарь расположены не случайно, а по воспитательным и учебным задачам. Проведите экскурсию, подробно расскажите о недостающих вещах, чтобы родители видели, чем помочь саду.
Предоставьте круговую рассадку с заранее расставленными столами, чтобы родители могли видеть друг друга. Подготовьте стулья не только детские, но и обычные – три-четыре штуки. Их можно взять из других групп, где в этот день нет собраний. Такой вариант удобен пожилым родителям, бабушкам и дедушкам воспитанников, а также беременным мамам.
Приготовьте ручки и бумагу, так как не все принесли блокноты и письменные принадлежности.
Родители часто приводят детей на собрания из-за отсутствия альтернативы. Подумайте о развлечениях для таких малышей: попросите младшего воспитателя поиграть с ними или обратитесь к коллегам за взаимной помощью. Если отказов избежать не удаётся, организуйте пространство для самостоятельной игры с возможностью смены деятельности и отдыха. На собрании не стесняйтесь просить родителей успокоить ребенка при необходимости.
Анкеты
На первом собрании родителей предлагаю провести опрос.
Для начального знакомства потребуется две формы опроса.
- Формальная.
В ней указывают фамилию, имя, отчество отца, матери, ребенка, даты рождения, адрес, место работы, должность, номера телефонов. Отдельно прописывают данные лиц, которые будут забирать детей из сада помимо родителей. Семья часто предоставляет копию паспорта этого человека, которую заведующая хранит. В анкете также дублируют эту информацию. - Неформальная.
В анкете родители указывают свои увлечения. Чтобы воспитателю было легче понять, как таланты мам и пап могут быть полезны саду, советую сразу подготовить список конкретных вариантов. Не задавать открытые вопросы «Что вы любите?» или «Что вы можете сделать для группы?», а предложить пункты на выбор.
- помыть окна,
- убрать территорию
- связать одежду для кукол и т. п.
Пусть родители самостоятельно отмечают пункты в списке.
Просьба родителям заполнить анкеты дома может привести к неприглядным результатам. Заполнение на собрании не гарантирует полноценного внимания со стороны родителей.
Можно раздать анкеты домой, а при возвращении перепечатать их и сохранить в электронном виде.
Родительский комитет
Перед общими собраниями советую отдельно встретиться с родительским комитетом. Если вы принимаете новую группу, а состав его еще не собран, найдите среди родителей будущих воспитанников знакомых для предварительной беседы. Вы сможете получить поддержку, расположить к сотрудничеству. Эти родители станут основой для родительского комитета и впоследствии помогут поднимать на собраниях «неудобные» вопросы сбора денег, помощи группе и тому подобное.
Иногда детский сад приобретает игрушки централизованно, а иногда средств недостаёт, и родительский комитет предлагает создать фонд для покупки инвентаря. Воспитателю целесообразно заранее обсудить это с активистами, чтобы те подняли этот вопрос, например, во время экскурсии по группе.
Родительский комитет формируется из людей, которым воспитатель доверяет больше всего. Поэтому подбор его состава принадлежит ему. Не стоит сразу предлагать место в комитете всем желающим. Понаблюдайте за родителями один-два месяца и поодиночке приглашайте их в состав комитета. Укажите при этом, что в случае уважительных причин данную обязанность всегда можно прекратить.
Приглашения и памятки
Если собраний уже проведено не одно, можно вместе с малышами изготовить приглашения для родителей. Дети могут нарисовать открытки, а вы распечатаете их и приклеите информацию о встрече. Цель — через работу с детьми сделать семьи партнерами детского сада. Когда воспитатели заинтересованы в том, чтобы в группе были творческие, всесторонне развитые дети, родители это видят и проявляют участие в жизни группы.
С детьми можно изготовить небольших листовок о порядке проведения собрания.
- Обращение заведующей;
- Знакомство с воспитателем;
- Знакомство с родителями (анкетирование);
- Информация о документах;
- Знакомство с группой.
Укажите дату, время и продолжительность родительского собрания.
При первой встрече с родителями рекомендуется иметь при себе визитные карточки для вручения.
- ФИО;
- Образование;
- Интересы;
- Опыт работы;
- Профессиональные цели;
- Контакты (по желанию).
Укажите родителям время, когда дозвонится им и можно будет писать сообщения. Вне рабочего времени имеете право не отвечать на звонки и сообщения.
Приглашенные специалисты
На родительское собрание желательно позвать заведующую, методистов и медсестру. Иногда в начале учебного года заведующая организует общее собрание, а потом родители посещают группы по классам. Если такого общего собрания нет, пригласите ее на первое собрание в группе, чтобы она ответила на родительские вопросы.
На встречах с родителями полезно приглашать медсестру, особенно во время адаптации малышей к саду. Так родители смогут задавать вопросы о здоровье своих детей напрямую специалисту. В случае отказа медсестры обратитесь к заведующей.
Даже если её всё равно не будет, у вас будет повод утверждать, что вы сделали всё возможное, чтобы позвать её.
Документация
Предлагаю ознакомить родителей с положением о порядке жизни и деятельности воспитанников. В нём содержится:
- режим работы учреждения;
- распорядок пребывания в детском саду;
- как проходит внутренний прием;
- Что разрешено и запрещено брать в детский сад?
- ответственность за потерянные вещи и т. д.
Внимательно изучите документ самостоятельно, а на собрании озвучьте его ключевые пункты. Просите родителей поставить подпись о том, что с документом они ознакомлены.
Познакомьте родителей с документами на информационном стенде в раздевалке: режимом дня, работой сада, меню и сеткой занятий. Обратите внимание родителей на распорядок дня.
Психологический настрой
Воспитатели часто тревожатся перед собраниями: некоторые краснеют или заикаются, другие желают обсуждать всё с семьями помощнику, оставаясь в молчании. Но большинство опасений – мнимые и исчезнут при изменении внутреннего отношения к этому моменту.
Если вы работаете в детском саду и состоите в группе, то имеете полное право на это. У вас есть соответствующее образование, вы специалист, а не случайный человек. Вспомните причину выбора профессии: любовь к детям, удовольствие от работы, когда-то это была ваша мечта. Не принижайте свои профессиональные и личные качества.
Для удобства выступления на собрании с коллегой договоритесь заранее о распределении тем. Предлагаю чередовать беседы с родителями, вместо того чтобы один воспитатель выступал продолжительно, а второй молчал в ожидании своей очереди. В таком случае у родителей может сложиться впечатление о неравном положении педагогов. Ведь два воспитателя работают на равных условиях.
Материалы по теме:
- Три замысла для первого знакомства педагога с детьми в дошкольном учреждении.
- Как детский сад готовит детей к школьному обучению по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
- Детский сад, связавший семьи, школу и общество.