
Картинки: Unsplash, иллюстрация — Юлия Замжицкая.
Психолог, консультант и сказкотерапевт Алёна Мартемьянова рассказывает о техниках работы в психологической песочнице, которые помогут будущему первокласснику настроиться на учебу и быстрее привыкнуть к статусу школьника.
Что такое психологическая песочница
Песочница — инструмент терапии, психологии и логопедии, применяемый с конца 1950-х годов XX века. Игра с песком пробуждает творческие способности, проявляет эмоции и скрытые переживания у человека. Инструмент прост в использовании и подходит для педагогической и психологической работы с детьми.
Чаще всего это деревянный ящик размером 50 на 60 сантиметров. Внутреннюю часть обычно красят голубым цветом: синий цвет неба и воды считается универсальным для терапевтических игр. Благодаря этому получается моделировать водное пространство, просто перемещая песок.
Психологическая песочница
Психологические песочницы выпускаются готовыми, однако изготовить её можно и своими руками. Для этого подойдет обычный песок из магазинов для аквариумов.
Помимо самой песочницы понадобятся маленькие игрушки: Лего-человечки, фигурки из Kinder-сюрпризов и тому подобное. С их помощью на занятиях моделируют различные жизненные ситуации. В набор можно добавить:
- Человеческих персонажей;
- Животных (домашних, диких, доисторических);
- Транспорт (наземный, водный, космический);
- Травы, деревья, кустарники и цветущие растения.
- Природные объекты (ракушки, веточки, камни, кости, яйца).
- Сказочных героев (злых и добрых);
- Отходы: крышки от бутылок, коробки от спичек, втулки от туалетной бумаги;
- Пластиковые и деревянные буквы, цифры, круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды.
Как в ней играть
В ходе занятий с песком взрослый, например родитель, заранее создает сценарий, который направлен на достижение конкретного результата у ребенка.
Задачи ведомой игры:
- Сформировать положительное впечатление, задать определённую атмосферу и предоставить возможность ребёнку испытать её в защищённом месте (например, в песочнице).
- Способствовать реализации способностей ребенка в существующих условиях, позволив показать определённую черту характера.
Эта техника поможет подготовиться к школе, сыграв встречу с одноклассниками и учителями. Цель – внушить ребёнку мысль о том, что школа — это место радости, интереса и безопасности.
Что подготовить для игры:
- Модель школы.
Подходит дом, соответствующий нашим представлениям о данном месте: строгий, солидный, беспристрастный.
Школу следует облагородить, создав вокруг неё положительную атмосферу: украсить красивыми предметами, разместить природные элементы, отвести пространство под столовую и спортивную площадку.
- Школьную «мебель».
Парты, стульчики, стол для учителя и т. д.
- Фигурки (зверят, людей).
- Сценарий.
Книга психолога Марии Панфиловой способна помочь в составлении сценария. «Лесная школаВ ней – шесть кратких историй, которые можно прожить полностью с самого начала.
В чём важность быть внимательным во время игры?
- Развитие чувств у ребёнка (как ребёнок выражает эмоции, соответствие эмоций ситуации, способность противостоять стрессу).
- Беседа персонажей, демонстрирующая атмосферу доброжелательности и профессиональной вежливости.
- воображение;
- Темперамент, тревожность, уверенность, агрессивность, умение общаться, эмоциональное состояние.
В связи с этими наблюдениями требуется изменить сценарии игр, выбор персонажей и виды конфликтов.
Какие игры попробовать
«Школа зверят»
Для данной игры нужно составить сюжет beforehand.
В школу пришли животные разного типа: хищные, травоядные, домашние, доисторические, вымышленные. Среди них есть представитель энергичного ученика первого класса, бесспорного руководителя. К примеру, это может быть лев или гепард.
Ребенок выбирает игрушечную фигурку. Взрослый проводит экскурсию по школе: рассказывает о расположении предметов и их назначении, предлагает ребенку осмотреть помещение и выбрать место для сидения. Можно перемещать другие фигурки и комментировать их поведение и внешний облик.
Например:
Гепард выделяется кожей, размером, характером и мечтами по сравнению с тобой (фигуркой). Гусеница же оказалась самой медленной и опоздала к парте, но это не страшно.
Цель – показать различия между животными и их желание учиться.
В игру можно добавить драматизм, создав конфликтную ситуацию. Например, медведь заблудился в лесу и опоздал на урок. Или животные не поделили игрушку во время перемены. Взрослый должен наблюдать, как ребёнок будет находить решения этих ситуаций и, при необходимости, подсказывать ему.
Эта игра совершенно безопасна потому что ребенок сравнивает себя с выбранным животным, но не настолько, чтобы активировать защитные реакции психики.
«В гостях у феи»
В этой игре можно действовать по заранее подготовленному плану или импровизировать.
В ней можно преобразить вид школы, сделав его сказочнее, поскольку фея, которую ребенок посещает, создаёт образы педагогов. Вместо игрушечных зверей предпочтительнее применять статуэтки людей.
В игре герои сталкиваются с доброй феей, которую изображает взрослый. Эта фея обитает в волшебном лесу и ищет учеников, но выбирает не всех желающих: им нужно продемонстрировать свои лучшие качества.
Фея приглашает пройти захватывающие испытания с благоприятным исходом, гарантирующими успех ребёнку. Важно показать, что от неё ребёнок узнает что-то новое и ему это понравится.
Поскольку преподаватели бывают разными, «посещать гостей» можно не только у волшебной феи — стоит представить ребенку различные образы учителей и наставников, взяв за основу таких персонажей, как Мэри Поппинс, Балу из «Маугли», Серый Волк из сказки про Ивана Царевича или даже такого строгого «социального тренера», как мачеха из «Золушки».
Материалы по теме:
- Пять общих заблуждений родителей о переходе в школу после детского сада.
- Разновидности детей в возрасте шести лет: категории по уровню подготовки к школьному обучению.
- Что значит «быть готовым к школе»?
Партнерский материал