Фото: img.freepik.com


Александр Авилов, агентство «Москва», «СтарМедиа».

В 2022 году история вошла в топ-5 Предметы на выбор сдаются для ЕГЭ. Средний бал за экзамен в 2021 году был… составил Пятьдесят четыре с половиной балла из ста — не самый высокий результат для учеников, полагающих, что запоминание дат и имен гарантирует успех при сдаче экзамена по истории. Преподаватели советуют старшеклассникам неординарные методы изучения прошлого, которые помогут пройти первое серьезное испытание в жизни достойно.

Как изменился ЕГЭ по истории в 2022 году

В 2022 году из ЕГЭ по истории исчезло 25-е задание, вызывавшее наибольший страх у школьников. В нем требовалось представить собственные рассуждения по одному из трёх предложенных исторических периодов. Часто учащиеся запоминали готовые сочинения из сборников и выдавали их за «собственное видение».

Вместо исторических эпох в ЕГЭ стали оценивать конкретные события и деятелей истории. Заранее выучить информацию стало невозможно — результаты экзамена заметно снизились. Задание признали неэффективным, что обрадовало школьников. Это изменение стало главным новшеством ЕГЭ-2022. Но есть и другие обновления. Например:

  • Некоторые задания изменены, теперь вместо коротких ответов ученики должны писать развернутые ответы.
  • Убрали вопросы о мировой истории, включив тесты по событиям региональной истории.
  • сократили время экзамена с 235 до 180 минут.

Как готовиться к ЕГЭ по истории

Для успешной подготовки к экзамену в этой сложной дисциплине педагогам советуют не ограничиться лишь учебником и Википедией, применяя дополнительные ресурсы.

  1. Изучать историю «в историях».

Каждый исторический факт можно подать как захватывающую историю с конфликтом, кульминацией и развязкой. К примеру, разделение власти в Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого похоже на сказку о трёх братьях. Из самых последних событий можно узнать много детективных историй.

Если воспринимать даты и имена как человеческие судьбы, запомнить информацию станет проще. Все подробности доступны в сети интернет или по телевидению.

  1. Смотреть кино.

Учитель истории московской школы № 1354 «Вектор» Олег Отченашев считает, что кино может не только развлечь, но и заинтересовать историей, помочь узнать новое. Например, сериал «Романовы» подробно повествует о драме царской династии, правившей в России более трех веков.

Среди рекомендуемых сериалов также были:

  • «Рюриковичи»;
  • «Годунов»;
  • «1812»;
  • «Дело декабристов»;
  • «Столыпин… Невыученные уроки»;
  • «Первая мировая»;
  • «Великая война».
  1. Читать художественную литературу.

Например, серия книг Бориса Акунина о сыщике Фандорине, хотя и содержит неточности исторического характера, побуждает молодых читателей искать ответы на выдвигаемые вопросы в серьёзных источниках — книгах и учебниках.

  1. Получать личный опыт.

Олег Отченашев рекомендует побывать с учащимися в Бородино.

Карта Бородина входит в задания ЕГЭ. Ученики могут с экскурсоводом или историком изучить перемещение войск на месте, причины отхода на определённые позиции и влияние ландшафта.

Отряд «Стерх» тщательно обследует Зубцовский район Тверской области в поисках останков бойцов, погибших во Ржевской битве. Каждая экспедиция требует предварительной подготовки — школьники рассматривают на картах места сражений, работают с архивами и ищут имена погибших солдат и их родственников.

В школе № 1368 работает необычный Музей в чемодане. Каждый предмет в нём снабжён QR-кодом с подробным описанием. Дети могут рассмотреть и потрогать каски, котелки, фляги времен Великой Отечественной войны.

  1. Творить и развлекаться.

История – творческий и интересный предмет, если проявлять творческий подход. При удачном педагоге будет много творчества: дискуссии, эссе, фильмы, художественные произведения — всё что угодно. В противном случае придётся импровизировать самому.

Московский городской педагогический университет разработал Всероссийский исторический кроссворд, которым интересуются школьники из сорока регионов России уже три года.

Учитель истории школы № 2120 Егор Бондаренко рекомендует придумывать ассоциации, связывая даты исторических событий с цифрами из обыденной жизни: день рождения мамы, адрес, номер телефона… Даже код на мобильном телефоне может помочь запомнить дату Куликовской битвы.

  1. Использовать блага технического прогресса.

Учитель истории московской школы № 2065 Лариса Маслова создала более 40 сценариев уроков для МЭШ, девять из которых удостоились грантов. Сценарии включают различные форматы обучения и не позволяют учащимся скучать.

Интересованные ученики посещали мои занятия. С одной ответственной десятиклассницей мы изучали гражданскую войну в России: использовали видео- и аудиофрагменты, карты, задания и тесты. Дети меняются, меняется их восприятие, а значит, должны меняться уроки. Нельзя не принимать во внимание тот факт, что дети с рождения знакомы со смартфоном.

К помощи присоединяются и социальные сети. канал Российская историк Тамара Эйдельман освещает личности и события мировой и национальной истории.