
Александр Авилов, агентство «Москва», «СтарМедиа».
В 2022 году история вошла в топ-5 Предметы на выбор сдаются для ЕГЭ. Средний бал за экзамен в 2021 году был… составил Пятьдесят четыре с половиной балла из ста — не самый высокий результат для учеников, полагающих, что запоминание дат и имен гарантирует успех при сдаче экзамена по истории. Преподаватели советуют старшеклассникам неординарные методы изучения прошлого, которые помогут пройти первое серьезное испытание в жизни достойно.
Как изменился ЕГЭ по истории в 2022 году
В 2022 году из ЕГЭ по истории исчезло 25-е задание, вызывавшее наибольший страх у школьников. В нем требовалось представить собственные рассуждения по одному из трёх предложенных исторических периодов. Часто учащиеся запоминали готовые сочинения из сборников и выдавали их за «собственное видение».
Вместо исторических эпох в ЕГЭ стали оценивать конкретные события и деятелей истории. Заранее выучить информацию стало невозможно — результаты экзамена заметно снизились. Задание признали неэффективным, что обрадовало школьников. Это изменение стало главным новшеством ЕГЭ-2022. Но есть и другие обновления. Например:
- Некоторые задания изменены, теперь вместо коротких ответов ученики должны писать развернутые ответы.
- Убрали вопросы о мировой истории, включив тесты по событиям региональной истории.
- сократили время экзамена с 235 до 180 минут.
Как готовиться к ЕГЭ по истории
Для успешной подготовки к экзамену в этой сложной дисциплине педагогам советуют не ограничиться лишь учебником и Википедией, применяя дополнительные ресурсы.
-
Изучать историю «в историях».
Каждый исторический факт можно подать как захватывающую историю с конфликтом, кульминацией и развязкой. К примеру, разделение власти в Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого похоже на сказку о трёх братьях. Из самых последних событий можно узнать много детективных историй.
Если воспринимать даты и имена как человеческие судьбы, запомнить информацию станет проще. Все подробности доступны в сети интернет или по телевидению.
-
Смотреть кино.
Учитель истории московской школы № 1354 «Вектор» Олег Отченашев считает, что кино может не только развлечь, но и заинтересовать историей, помочь узнать новое. Например, сериал «Романовы» подробно повествует о драме царской династии, правившей в России более трех веков.
Среди рекомендуемых сериалов также были:
- «Рюриковичи»;
- «Годунов»;
- «1812»;
- «Дело декабристов»;
- «Столыпин… Невыученные уроки»;
- «Первая мировая»;
- «Великая война».
-
Читать художественную литературу.
Например, серия книг Бориса Акунина о сыщике Фандорине, хотя и содержит неточности исторического характера, побуждает молодых читателей искать ответы на выдвигаемые вопросы в серьёзных источниках — книгах и учебниках.
-
Получать личный опыт.
Олег Отченашев рекомендует побывать с учащимися в Бородино.
Карта Бородина входит в задания ЕГЭ. Ученики могут с экскурсоводом или историком изучить перемещение войск на месте, причины отхода на определённые позиции и влияние ландшафта.
Отряд «Стерх» тщательно обследует Зубцовский район Тверской области в поисках останков бойцов, погибших во Ржевской битве. Каждая экспедиция требует предварительной подготовки — школьники рассматривают на картах места сражений, работают с архивами и ищут имена погибших солдат и их родственников.
В школе № 1368 работает необычный Музей в чемодане. Каждый предмет в нём снабжён QR-кодом с подробным описанием. Дети могут рассмотреть и потрогать каски, котелки, фляги времен Великой Отечественной войны.
-
Творить и развлекаться.
История – творческий и интересный предмет, если проявлять творческий подход. При удачном педагоге будет много творчества: дискуссии, эссе, фильмы, художественные произведения — всё что угодно. В противном случае придётся импровизировать самому.
Московский городской педагогический университет разработал Всероссийский исторический кроссворд, которым интересуются школьники из сорока регионов России уже три года.
Учитель истории школы № 2120 Егор Бондаренко рекомендует придумывать ассоциации, связывая даты исторических событий с цифрами из обыденной жизни: день рождения мамы, адрес, номер телефона… Даже код на мобильном телефоне может помочь запомнить дату Куликовской битвы.
-
Использовать блага технического прогресса.
Учитель истории московской школы № 2065 Лариса Маслова создала более 40 сценариев уроков для МЭШ, девять из которых удостоились грантов. Сценарии включают различные форматы обучения и не позволяют учащимся скучать.
Интересованные ученики посещали мои занятия. С одной ответственной десятиклассницей мы изучали гражданскую войну в России: использовали видео- и аудиофрагменты, карты, задания и тесты. Дети меняются, меняется их восприятие, а значит, должны меняться уроки. Нельзя не принимать во внимание тот факт, что дети с рождения знакомы со смартфоном.
К помощи присоединяются и социальные сети. канал Российская историк Тамара Эйдельман освещает личности и события мировой и национальной истории.