Фото: img.freepik.com

Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Конфликты — обычная часть работы. Иногда разногласия перерастают в личное недоверие и мешают продуктивной работе. Психолог и ведущий тренер Центра толерантности Елена Горинова рассказывает о том, как улучшить взаимодействие с коллегами.

Почему конфликтовать полезно

Конфликт — это действенный способ улучшить отношения. Через него становятся видны слабые стороны взаимодействия, определяются личные границы и появляется возможность честно поговорить о важном для всех участниках. В результате совместной работы удаётся найти компромисс.

Отсутствие конфликтов в коллективе не всегда говорит об его успешности. Вероятно, между коллегами нет доверия, поэтому проблемы предпочитают игнорировать, а не обсуждать.
В результате значительную часть времени люди тратят на размышления о неприятных ситуациях, накапливают злость и обиду.

  • Ухудшает обстановку на работе и общий моральный настрой.
  • Снижение эффективности труда наступает даже при конфликте между двумя участниками. Остальные члены коллектива, наблюдая за ним, тоже ощущают напряжение, тревогу и дискомфорт.
  • Ухудшает темп выполнения работ и согласованность действий из-за поредения связи и задержки передачи информации.
  • ухудшает качество обучения;
  • Уменьшает побуждение трудиться и тем самым останавливает рост квалификации сотрудников.

Почему ссорятся педагоги

Елена Горина выделила три категории причин, порождающих конфликты среди педагогов.

1. Ресурсные: кабинеты, нагрузка, материально-техническая база и т. п.

2. Личностно-психологические: бестактность, недопонимание, обиды и т. д.

3. Ценностные: Существуют различные мнения о методах обучения, манере ведения занятий и взаимодействии со школьниками, родителями и так далее.

В коллективах с конструктивными отношениями проблемы решаются посредством открытого диалога. При деструктивных взаимоотношениях конфликты остаются скрытыми и проявляются в виде токсичного поведения.

  • сплетни;
  • критику без запроса;
  • Ирония и едкие замечания по поводу успехов других.
  • непрошенные советы;
  • Постоянные недовольства работой, руководителем, коллегами, детьми, родителями и так далее.
  • оскорбления, провокации, манипуляции;
  • игнорирование, бойкот.

Конфликт отличается от травли. У конфликта всегда есть причина, а у травли нет. Даже если кто-то совершил проступок и это стало поводом для разногласий, после разрешения ситуации к ней не возвращаются. В травле же происходят систематические нападки, подколы, унижения и сплетни.

Условия труда в учебном заведении повышают риск возникновения конфликтов.

Многозадачность приводит к перенапряжению, вызывающему утомление и раздражение.

Много работы и после окончания рабочего дня: проверка тетрадей, разговоры с родителями, слежение за групповым чатом класса.

3. Общая ответственность за получаемые результаты.

Женщины часто проявляют бурные эмоции, что может легко привести к конфликтам даже по мелочам.

5. Высокие риски профессионального выгорания — Проблема часто встречается у педагогов со стажем работы в учебном заведении.

Как решать конфликты продуктивно

1. Используйте уважительные формулировки, без обвинений

Я считаю иначе. или Благодарю за ваше мнение и эмоции. Моя точка зрения отличается.

Расскажите только о том, что вы чувствуете, не вините кого-либо.

Например, если вас хотят вовлечь в сплетни, вежливо выразите свое отношение к этому. Некомфортно мне, услышав подобное о коллегах, и поэтому я не буду участвовать в разговоре. или Меня смущает эта тема. Хотелось бы от неё отстраниться, так как она отвлекает от работы.

3. Не пытайтесь исправить человека

В общении с трудными коллегами некоторые люди стремятся быть наставниками, указывая им на недочеты. Хотя забота о других важна, нельзя навязывать им свои мысли и убеждения. Люди могут измениться только по своей воле.

4. Используйте правило «Меня здесь нет»

Можно использовать эту стратегию, чтобы прекратить общение, если вам не хочется продолжать его. «Извините, много работы» или Извини, сейчас не до разговора — важный отчет нужно сдать. Другие предлоги дают возможность выйти за пределы пространства. При отсутствии таковой можно просто отгородиться, надев наушники — даже без воспроизведения звука это сигнализирует о неприготовленности к общению.

5. Установите границы

Необходимо открыто выражать свои неудобства.
Прежде, постарайтесь понять, чего вы можете не замечать, а чего — нет. Доносите это, когда возникает такая возможность.
Готов выслушать ваши претензии, но не слухи о родителях вашего класса.


Материалы по теме:

  • «Неудобный» учитель или Как выражать недовольство
  • Как педагогу избежать обид по отношению к коллегам, ученикам и родителям учеников?
  • «Я — вечный пони» — так администрация вынесла вердикт молодым педагогам.