
В СССР говорить о своих корнях не принято было, а многие даже скрывали происхождение. В 90-е годы интерес к родословной начал расти: стремились найти дворянских предков. Сейчас интерес к генеалогии вновь быстро развивается и не важно, к какому сословию принадлежали предки, важно узнать, кем они были, где и как жили. У многих интерес к истории семьи просыпается после 35-40 лет и одним из мотивов является желание максимально полно передать ее детям.
Многие молодые люди интересуются разговорами со старшими родственниками, сохранением их воспоминаний и составлением родословных.
Российский генеалог Николай Базаров учится в 9 классе лицея № 378 Санкт-Петербурга. Ему 15 лет, а увлекается генеалогией с двенадцати. Николай составил древо своей семьи из 350 человек. Самый старый предок, которого удалось найти, родился около 1623 года.
«Генеалогия — интересное занятие», — рассказывает историк-генеалог из Санкт-Петербурга. Александр ВоробьевИгорь Иванов, один из создателей отечественного онлайн-сервиса по генеалогии Familio: «Это поиск, открытия, способность связывать сведения из истории, географии, краеведения. Это настоящее приключение!»
Как привлечь школьников квестом по семейной истории? Что поможет сделать её понятной и доступной? Рассмотрим приёмы для обсуждения на уроках истории, литературы, географии со старшеклассниками. Генеалогия – межпредметная наука. В судьбе каждого человека, каждой семьи угадывается история страны с её изменениями, потрясениями, открытиями.
1. Правильные расcпросы
Начинающему генеалогу необходимо обстоятельно узнать историю семьи у старших родственников. Иногда это затруднительно: пожилые люди могут отвечать, что ничего не помнят или не слышали подобных историй.
Успешное интервью строится на настоящем интересе к словам собеседника. Специалисты по связям с общественностью и журналисты понимают: если только задавать вопросы и фиксировать ответы, ничего стоящего не получится. Важно слушать внимательно и с уважением.
Социолог Леонид Блехер Он рассказывает о методе проведения интервью: «Я играю роль человека, который хочет разобраться в собственной жизни и в жизни собеседника одновременно. Применяю прием из диалогов Платона о Сократе. Собеседник что-то говорит, я повторяю ключевое и спрашиваю: „Правильно ли я вас понял?“. В этот момент он видит, что я не просто работаю носителем диктофона, а участвую в разговоре как человек — стараюсь его понять. Благодаря этому собеседник не просто рассказывает о своей жизни, а начинает ее осмыслять и осознавать. Сначала все говорят одно и то же: „Я ничего не помню“. Но когда я начинаю переспрашивать и уточнять, собеседник активно работает со своей памятью и вспоминает то, то другое. Так я копаюсь в его памяти, а не только он».
Это помогает достичь максимального уровня доверия в беседе, так как собеседник уверен, что интервьюер всё правильно понял.
2. Четкий план
Во время беседы придерживайтесь плана: выясните базовые сведения и важные события. Это по существу анкета, однако нет препятствий, чтобы, задавая вопросы, отклоняться от неё и делать дополнительные разъяснения.
Где и когда человек родился?
У него или у неё были братья и сёстры? Если да, то как звали и когда родились?
Когда и где этот человек сочетался браком?
Фамилия, имя, отчество супруги или супруга, дата и место рождения (указать фамилию перед браком, если та была иной).
Когда и на каком месте произошла кончина этого человека?
Какими были его или ее национальность и вероисповедание?
Где проживал данный человек с семьей? Укажите максимально подробную информацию о месте жительства, включая адрес, если это возможно. Добавьте также адреса возможных переездов.
Какой у человека был социальный статус и сословие?
Где проходил обучение этот человек в детские годы?
Где человек проходил обучение после этого (курсы, рабфак, училище, вуз, другое)? Что он изучал по профессии?
Чем занимался (-лась), где работал (-а), должность?
Какие боевые действия проходил данный человек? Есть ли сведения о его ранениях, наградах, сроках службы или месте гибели? Также интересуют информация о воинской части, в которой служил, и наличие писем с полемной почтовой меткой.
Был ли этот человек репрессирован?
Другие факты и подробности из жизни:
Какими были отношения в семье?
Как проходило детство этого человека?
О ком из друзей периода детства и юности есть информация?
Как этому человеку давалась учеба?
Какие увлечения были у него помимо учёбы в детстве и юности?
Какие увлечения были у него в молодости?
Какую первую работу занимал этот человек?
Как развивалась дальнейшая карьера этого человека?
Какую должность человек занимал в последний раз?
Играл ли данный субъект заметную роль в масштабных исторических эпизодах (войнах, революциях, государственных проектах)? Какова была его или ее позиция?
На него/неё оказывалось давление со стороны властей?
Человек получал награды, премии, знаки отличия? Какие именно?
Как складывалась личная жизнь этого человека, какие у него были любовные истории, браки и романтические отношения?
Какие сведения имеются о потомках данного лица?
Какие увлечения имели место в жизни этого человека?
Какие ещё факты и детали вас интересуют?
3. Точная фиксация
Иллюстрации в публикации depositphotos.com
Ведите записи беседы: в блокноте карандашом (ручка со временем выцветает), а также делайте аудио- и видеозаписи на диктофон, камеру или телефон. Рекомендуется дублировать каждую запись.
Задавайте уточняющие вопросы и проверяйте факты несколько раз. Попросите собеседника вспомнить одну историю с разных точек зрения и словами. Многократное повторение фактов заставляет человека глубже погрузиться в память, вспоминая детали. Также это демонстрирует искренний интерес к его воспоминаниям, побуждая поделиться и другими событиями.
Не стесняйтесь допускать ошибки в вопросах. Избегайте споров, в особенности с старшими родственниками, даже если ваше мнение о некоторых исторических событиях отличается от их взглядов. Примите другую точку зрения и перейдите к следующему вопросу.
Спасибо за помощь в создании материалов по генеалогии. Familio.media