
Изображения: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
По данным Министерство просвещения России сообщает: сегодня в стране функционирует 12 тысяч школьных театральных студий, а к концу 2024 года театр появится во всех школах. Руководители существующих театральных кружков привели пять доводов в пользу открытия таких студий уже сейчас.
-
Это пригодится тихим, активным и чувствительным детям.
Школьный театр способствует гармоничному развитию личности, дополняя уроки. Театральная студия может быть ценным инструментом для школьного психолога и завуча по воспитательной работе.
Руководитель театральной студии школы № 1354 «Вектор» Кристина Андреева отмечает, что в студию часто приходят тихие, скромные, даже зажатые дети.
В театре некоторые ребята, кому трудно проявить себя в школе, находят возможность для раскрытия. Им проще общаться с окружающими, и их успеваемость улучшается.
Руководитель театра «МADAmeANNA» школы № 2120 Анна Щукина имеет иной опыт.
К педагогам часто обращаются коллеги с просьбой принять ребят, которым не хватает внимания. Таких детей можно разделить на две категории: одни замыкаются в себе, другие ведут себя демонстративно дерзко. Учителя видят это и используют театральный кружок как своеобразную психотерапию.
Я настоятельно рекомендую работать в театральной студии с подростками из группы риска, имеющими сложные жизненные ситуации и учебные трудности. Наш опыт демонстрирует положительные результаты: дети входят в коллектив, получают задания, стараются их выполнять, и, ощущая другое отношение к себе, постепенно претерпевают изменения.
2. Это прививает любовь к чтению и литературе
Школьный театр часто зарождается постановками, которые энтузиасты готовят к Новому году, 8 марта или Дню учителя. После успешных постановок педагоги начинают изучать пьесы, подходящие для школьного театра, а дети перечитывают любимые книги и школьный курс литературы. В репертуаре появляются как классика («Метель» Пушкина, «Песня о купце Калашникове» Лермонтова, постановки по произведениям Достоевского, «Завтра была война» Васильева), так и современная литература (переработанная сага о Гарри Поттере Дж. Роулинг или забавная «Манюня» Н. Абгарян).
Участники театральной студии школы 2120.
3. Это раскрывает самые разные таланты
Даже самые юные участники труппы находят себе занятие и раскрываются с неожиданных сторон. Тихий ученик, которого на уроках не слышно и не видно, отлично рисует и готов создать афиши. У завзятого хулигана открываются способности к вдумчивому и кропотливому монтажу декораций. Девочка, которую ругали за слишком яркий макияж, становится гримером, а вчерашний дошкольник ловко управляет пультом во время репетиции (на выступлении за аудиоаппаратуру все-таки обычно садится педагог или старшеклассник).
Елена Цапа, руководитель творческого объединения школы № 2120, считает, что практически всё можно поручать детям, даже первоклассникам.
Театрализованные игровые программы для первого класса проводили старшеклассники.
Четвероклассники сами определяли начало, конец игры и моменты для пауз. Такой подход воспитывал дисциплину, помогал детям концентрироваться и бережно относиться к реквизиту.
А руководители студий становятся еще и драматургами.
Руководитель театра школы № 1354 «Вектор» Людмила Чуракова.
Требовалась короткая яркая сказка. Не смогла подобрать подходящую историю, поэтому написала о любви огурца к авокадо. «Овощная сказка» была поставлена несколько раз: и в кукольном варианте, и с актерами. Мы выступали с ней на фестивале в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац.
Участники театральной студии школы 2120
Это совершенствует умения общения и другие важные качества.
Не выходя за пределы родной школы, ребенок входит в сообщество, отличающееся от привычного класса. Здесь могут быть не только сверстники, но и дети постарше или помладше, с которыми нужно учиться общаться, быть партнерами на сцене, выполнять совместные задачи. Учитель становится не тем, кто ставит двойки за недоделанное домашнее задание, а равноправным членом команды, и это совершенно новый уровень общения со взрослым.
Людмила Чуракова вспоминает, как однажды ей нужно было переработать большую постановку в несколько сцен для фестиваля школьных театров. Сценарий не удавался. Когда она окончательно отчаялась и объявила своей студии, что на фестиваль возможно не поедут, старшеклассники взялись за дело. Переработали сценарий самостоятельно и сделали законченную историю из разрозненных фрагментов. Вдобавок взяли на себя всю логистику и монтаж декораций.
Никто никого специально этому не учил, не заставлял. Просто подставили плечо, приняли ответственное решение. А мне как руководителю от этого очень приятно и радостно.
Руководитель театральной студии школы № 2065 Денис Ковалев уверен, что выступления на сцене благотворны для всех, вне зависимости от талантов.
Ученики начальных классов смогут совершенствовать навык публичных выступлений, полезный им как минимум в течение следующего десятилетия — например, при ответе у доски. С пятого класса возможна и самореализация, с которой школьникам сегодня часто возникают трудности. На театральной сцене подростки об этом точно забудут.
Это снимет напряжение перед экзаменами.
Школьники старших классов часто остаются незамеченными руководителями школьных театров. Аргументируя это тем, что у них перед глазами экзамены и времени на игры не хватает, Анна Щукина полагает, что театр наоборот может стать им хорошим помощником в этот сложный период.
Театр — отдых для ума, души и тела. Возможность оторваться от забот, вернуться в детство. Родители часто стремятся загрузить детей учебой, а детям нужно эмоциональное переключение. Им нужна возможность выдохнуть, поучаствовать в постановке, повеселиться, поиграть вместе.