Фото: img.freepik.com

Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Вступление в четвертую четверть предвещает приближение лета и каникул. До этого времени еще два месяца учебы и экзаменов, а для старшеклассников — подготовка к поступлению в вуз. Как помочь детям сохранить силы и энергию на финальном этапе учебного года? Конфликтолог-психолог, кандидат педагогических наук, директор делится советами. МИРНО Наталия Сченснович и учителя из сообщества Педсовета.

Чем утрудняется обучение школьникам к концу учебного года?

Весной организм, как детей, так и взрослых претерпевает изменения, влияющие на физический тонус и настроение. Авитаминоз, колебания гормонального фона и болезни, связанные с ослаблением организма, усиливаются в это время. Нехватка витамина D снижает мотивацию. Это связано с тем, что он стимулирует работу лобных долей головного мозга, отвечающих за планирование действий. Витамин D также участвует в синтезе дофамина — гормона счастья, предвкушения и мотивации. Его недостаток может привести к сезонной депрессии.

Школьников этот сложный период омрачают предстоящие учебные испытания: ВПР и ЕГЭ.

1. Неправильные установки.

Родители и педагоги часто ругают ВПР и, особенно, ЕГЭ. Каждым годом новости и беседы полны… мнениями о том, что:

  • эти экзамены не проверяют знания;
  • они представляют непереносимый стресс для детей;
  • они кардинально влияют на будущее ребенка и т. д.

Негативный фон провоцирует стресс у старшеклассников, активируя гормоны кортизола и адреналина. Это снижает активность, мотивацию и позитивный настрой. В результате ребенок может проявлять агрессию или же впадать в апатию, избегая подготовки к предстоящим учебным испытаниям.

2. Неумение планировать.

В сфере образования часто обсуждается вопрос о большой нагрузке на учителей. школьниковНаталия полагает, что такое происходит из-за отсутствия умения планировать свою деятельность как со стороны студентов, так и со стороны их семей. В педагогических вузах тайм-менеджменту не уделяют должного внимания, а в семьях не всегда помогают детям научиться управлять временем. Готовиться к экзаменам урывками или же очень интенсивно, но в сжатые сроки – утомительно.

Планирование тесно связано с определением целей и мотивацией. Ученики, особенно подростки, часто не видят смысла в учебе, подготовке к экзаменам или выборе профессии. Цели, которые навязывает семья или школа, могут противоречить их личным интересам. Это порождает внутренние конфликты, снижает мотивацию и вызывает усталость от безрезультатной деятельности.


Платформа Учи.ру Приложение предоставляет множество увлекательных заданий, способных заинтересовать учащихся. В интерактивных тренировках отсутствует оценка, а каждое упражнение возможно повторить несколько раз до достижения желаемого результата.


3. Нездоровые привычки.

Образ жизни и предпочтения подростка непосредственно влияют на его общее настроение и тонус. Весной организму необходим витамин D, поэтому полезны прогулки, чередование учебы с отдыхом и здоровый сон. Однако многие старшеклассники пренебрегают этим ради академических стремлений, своих или родительских.

Правильное питание важно для тонуса организма в любом возрасте. Существует мнение, что сладости повышают работу мозга, поэтому многие учителя и родители поощряют их потребление школьниками. Исследования показывают, что перекусы «крадут» здоровый дофамин. Эмоции и энергия, которые ребенок мог бы получить от приближения к цели, он «проедает» вместе со скоротечной радостью от конфеты.

Как облегчить детям учебу в IV четверти

1. Не демонизировать экзамены.

Школьные экзамены – лишь одно из испытаний, которое ожидает детей в жизни. Единый государственный экзамен или всероссийские проверочные работы могут быть несовершенны, но это не причина для паники. Даже неудовлетворительный результат не является трагедией.


В апреле на платформе Учи.ру пройдут вебинары, посвященные подготовке к ГИА. Эксперты расскажут о том, как помочь ученикам справиться со стрессом, работать с одаренными и неуспевающими детьми, а также осветится другие важные темы. ссылке.


Образовательная система от чиновников до учителей преувеличивает важность этих экзаменов. Принуждение и страх, которыми сковывают взрослых, не помогут детям заниматься с энтузиазмом. Это краткосрочный стимул к действию, который ребенок быстро начнёт обесценивать.

Лучше всего в школе, классе или семье создать благоприятную и спокойную обстановку. Взвешенно подходить к трудностям и рискам, помогать детям ставить личные задачи и достигать их. Для этого потребуется научить их, в том числе, управлению временем.

3. Помогать планировать нагрузку.

Лобные доли мозга, отвечающие за мотивацию и целенаправленное поведение, созревают у человека только к 18 годам. Поэтому некорректно ожидать от ребенка, чтобы без помощи он к старшей школе осознавал свои цели и знал, как их достичь. Задача взрослого — помочь ему в этом.

Начало работы над формированием навыка целеполагания возможно уже в начальной школе, поскольку сензитивный период для этого находится в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Для достижения этой цели можно использовать органайзеры/планеры целей с детьми и проводить рефлексию: оценивать прогресс и определять последующие шаги.

Главной причиной усталости является выполнение непожелательных действий. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда формируется самоидентичность и размышления о жизненных целях.

3. Прививать здоровые привычки.

Родителям следует создать для ребёнка правильный распорядок дня и сбалансированное питание. Питание должно включать сложные углеводы, белок, клетчатку, минимум сладостей и простых углеводов. Здоровый образ жизни — это равновесие учебы и отдыха, прогулки, полноценный сон. Взрослым необходимо помнить, что излишние требования к учёбе, большая нагрузка от занятий могут навредить здоровью ребёнка.

Что сделать «здесь и сейчас»

Помимо комплексных систем, педагоги могут использовать простые методы для снятия усталости или напряжения прямо в кабинете, как советуют учителя из сообщества Педсовета.

В начальной школе

Татьяна ЖуковаУчителя начальных классов из Калужской области.

В четвертом триместре у первоклассников трудности связаны с предстоящими ВПР. Задача педагога — спланировать обучение таким образом, чтобы ученики подготавливались к испытанию незаметно для себя.

  • включаю в обучение проектную деятельностьНапример, советую юным умельцам создать собственное. лэпбук Можно организовать игру-бродилку по Красной книге родного края, а затем предложить её одноклассникам, и лишь после этого показать её ребятам из других классов.

Учи.ру предоставляет учителям бесплатный курс «Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике». ссылке.


  • использую интерактивные заданияНапример, карточки Учи.ру. Это игровые задания с выбором из нескольких вариантов ответа. Ребенок в любом случае получает положительный результат: даже при ошибке может исправить ее и получить поощрение. Карточки удобны для домашнего задания в мае, когда ВПР уже пройдены, настроение на отдых, но учеба еще продолжается.

Учи.ру проводит бесплатный курс повышения квалификации для учителей «Математика легче, чем кажется. Как заинтересовать учеников». В ходе курса эксперты покажут, как сделать уроки более интересными с помощью игровых механизмов и инструментов Учи.ру. 3 апреля – крайний срок для регистрации. ссылке.


  • добавляю элементы геймификацииНа этапе закрепления материала в качестве поощрения за «пятёрку» ребята получают сертификат или освобождение от домашнего задания. Это мотивирует к соревнованию и показу лучшего результата.
  • меняю формат уроков. Провожу комбинированные занятия: сначала дети учатся с учителем, затем в группах, а потом индивидуально работают на компьютерах. Перемещаясь по классу и меняя места, ребята погружаются в новое образовательное пространство с разнообразными видами деятельности.

В средней школе

Полина ЛогиноваПреподаватель ИЗО из города Сергиев Посад.

Посещающие среднюю школу школьники утомляются требованиями к концентрации внимания. Чтобы взбодриться, им подходит совместная деятельность, провоцирующая движение. К примеру, с моим классом…

  • танцуем на переменах. Мы используем приложение Just DanceДля игры нужно скачать приложение на телефон, запустить желаемое видео с песней на проекторе и повторять движения танцоров. В платной версии приложение отслеживает движение телефона и оценивает точность движений танцующего. Можно также бесплатно включать ролики Just Dance на YouTube и повторять за видео.
  • поем песниЭто прекрасно тонизирует детей и придает сил. Мелодии находим на сайте проекта. Главные детские песни В нём имеются подборки по различным категориям. Также существует одноимённый конкурс на наилучшие записи, и призёры выступают на тематических концертах.

В старшей школе

Алена ПавленкоРепетитор и преподаватель русского языка из Московской области.

В конце года предлагаю классным руководителям и родительскому комитету проводить чаще «ламповые посиделки».

Жизнь ребёнка за пределами школы оказывает значительное влияние на его состояние в классе. Полезно мотивировать родителей:

  • давать ребенку витамины: C, D, B, аминокислоты;
  • поощрять физические нагрузки и творчество;
  • подкрепить иммунитет здоровым питанием;
  • научит ребенка техникам релаксации.

Следуйте этим рекомендациям для сохранения здоровья. Важно начать их применять до того, как наступит переутомление.


Материалы по теме:

  • Жизнь после неудачного ЕГЭ: истории выпускников.
  • 7 приложений для продуктивной организации времени.
  • Что помогает бороться с усталостью и улучшить концентрацию во время учебы: кофе, глицин или энергетики?
  • Советы по снижению стресса у школьника перед экзаменами ЕГЭ.

Партнерский материал