
Благотворительный фонд «Шалаш» делится информацией о том, как выявить учеников с СДВГ в классе и организовать уроки для их успешного обучения. портал «Метод» с рекомендациями и полезными инструкциями для педагогов.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство психоэмоционального развития, которое затрудняет концентрацию, планирование и самоконтроль.
Специалист ставит диагноз СДВГ, но учитель может предположить его, наблюдая за поведением и учёбой ребёнка. Это поможет создать комфортные условия: педагог меньше отвлекается на дисциплину, а ученики дольше концентрируются на уроке.
Признаки СДВГ
→ Невнимательность
- Ребенок склонен быстро менять внимание, преимущественно под влиянием посторонних раздражителей, таких как беседы одноклассников, шумы из коридора и события за пределами окна.
- не может ни на чем сконцентрироваться надолго
- Ребенку сложно завершить начатое, например, прочесть условия задачи или закончить решение.
- Ребенок часто оставляют предметы дома или в классе, и у него происходят потери вещей.
→ Гиперактивность
- Ребенок много двигается: переворачивает предметы в пенале, щелкает ручкой, fidgets.
- Склон к самовнушениям, не умеет выслушать говорящего.
- Всегда стремится к движению, даже если это неуместно. К примеру, может постукивать и подпрыгивать ногами на экзамене.
→ Импульсивность
- Мальчик с нетерпением ждет своего момента, скажем, когда делят конфеты или проверяют тетради.
- Чрезвычайно ярко проявляет чувства. Например, активно жестикулирует, кричит, постукивает по парте.
- Вмешивается в беседы как взрослых, так и сверстников.
Эти симптомы могут время от времени проявляться у многих учащихся.
Если вы замечаете… Несколько признаков проявляются одновременно в течение продолжительного времени.
Управление обучением у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Избавьтесь от отвлекающих предметов в классе
Проверьте кабинет на лишние предметы, которые не применяются во время занятий, но отвлекают внимание. Если возможно, убирайте их или перемещайте в место, скрытое от взглядов учащихся.
В ходе урока используйте печатные материалы (листовки, плакаты, памятки) не только до занятий, но и во время его проведения. Если это невозможно, обратите внимание детей на новые предметы в начале урока и объясните их назначение.
Добавьте ритуалы и традиции
В начале и в конце занятия обычные, ожидаемые действия умиротворяют учеников и внушают им чувство контроля.
Это может быть высказывание учителя или совместное произнесение фразы всем классом, музыкальная композиция, жест или беседа.
Разместите план урока в доступном для всех месте.
План помогает ребенку с СДВГ оставаться внимательным во время занятия и делает переход между задачами легче, например, когда класс заканчивает читать параграф учебника и переходит к выполнению упражнений. Ребенок понимает: то, что делаю сейчас, скоро закончиться, значит, можно еще немного подождать.
Если во время урока параллельно напомнить учащимся о плане и указать оставшееся время («на решение задачи осталось пять минут»), это поможет им лучше ориентироваться в ходе урока.
Добавьте в урок физическую активность
Добавьте в урок одну-две короткие разминки по 1-2 минуты. Это поможет снять накопленную энергию у подвижного ребенка за 15–20 минут занятий.
Разнообразьте форматы работы на уроке
На уроке организуйте циклы чередования видов деятельности: «Сейчас выполним задания самостоятельно в тетрадях, через 10 минут поменяемся тетрадями для самопроверки, а затем ответим у доски». Это поможет сконцентрировать внимание учеников с СДВГ ещё до того, как оно рассеется.
Давайте короткие и понятные инструкции
Если ребёнок понимает, что от него требуется, ему легче будет начать выполнять задание и избегать отвлекающих факторов. Для больших задач можно разбить их на этапы и для каждого этапа давать отдельную инструкцию.
Ознакомьтесь с текстом на данной странице. Я укажу, когда закончится время на чтение. После этого изложите основную мысль каждого абзаца в одном предложении. Впоследствии можно будет выбрать один тезис и написать о нём мини-сочинение — подробнее об этом расскажу позже.
Реагируйте на состояние учеников
Если ученик испытывает трудности с концентрацией внимания, хотя урок организован комфортно, предложат ему несколько вариантов действий: сесть поближе, поиграть с антистрессовой игрушкой, выпить воды или сделать короткое подвижное упражнение.
Отмечайте успехи
Отмечайте ученика, если просидел спокойно дольше обычного или сдержал желание выкрикнуть ответ на вопрос. Регулярно отмечайте и озвучивайте любой прогресс. Это поможет закрепить желаемое поведение и постепенно уменьшить проявление нежелательного.
Наладьте сотрудничество с родителями
Вероятно, родителям также нелегко справляться с таким энергичным малышом. Ваши наблюдения могут быть полезны для поддержания его дома. Поделитесь методами, которые применяете, и расскажите, как они помогают справиться с трудностями.
Упростите домашние задания
Если ребёнку трудно уделять внимание сразу нескольким требованиям к заданию или выполнять большие работы из нескольких частей, договоритесь, что он может делать не всё, но качественно и старательно. По мере того как ребёнку удаётся справляться с заданиями, обсуждайте успехи и постепенно повышайте сложность.
Материалы по теме:
- Как обучаются, сдаёт испытания и растет поколение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
- Дети с СДВГ в учебном заведении.
- Работая с учеником, имеющим СДВГ, следует придерживаться шести рекомендаций.