Фото: img.freepik.com

Благотворительный фонд «Шалаш» делится информацией о том, как выявить учеников с СДВГ в классе и организовать уроки для их успешного обучения. портал «Метод» с рекомендациями и полезными инструкциями для педагогов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство психоэмоционального развития, которое затрудняет концентрацию, планирование и самоконтроль.

Специалист ставит диагноз СДВГ, но учитель может предположить его, наблюдая за поведением и учёбой ребёнка. Это поможет создать комфортные условия: педагог меньше отвлекается на дисциплину, а ученики дольше концентрируются на уроке.

Признаки СДВГ

→ Невнимательность

  • Ребенок склонен быстро менять внимание, преимущественно под влиянием посторонних раздражителей, таких как беседы одноклассников, шумы из коридора и события за пределами окна.
  • не может ни на чем сконцентрироваться надолго
  • Ребенку сложно завершить начатое, например, прочесть условия задачи или закончить решение.
  • Ребенок часто оставляют предметы дома или в классе, и у него происходят потери вещей.

→ Гиперактивность

  • Ребенок много двигается: переворачивает предметы в пенале, щелкает ручкой, fidgets.
  • Склон к самовнушениям, не умеет выслушать говорящего.
  • Всегда стремится к движению, даже если это неуместно. К примеру, может постукивать и подпрыгивать ногами на экзамене.

→ Импульсивность

  • Мальчик с нетерпением ждет своего момента, скажем, когда делят конфеты или проверяют тетради.
  • Чрезвычайно ярко проявляет чувства. Например, активно жестикулирует, кричит, постукивает по парте.
  • Вмешивается в беседы как взрослых, так и сверстников.

Эти симптомы могут время от времени проявляться у многих учащихся.
Если вы замечаете…
Несколько признаков проявляются одновременно в течение продолжительного времени.

Управление обучением у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Избавьтесь от отвлекающих предметов в классе

Проверьте кабинет на лишние предметы, которые не применяются во время занятий, но отвлекают внимание. Если возможно, убирайте их или перемещайте в место, скрытое от взглядов учащихся.

В ходе урока используйте печатные материалы (листовки, плакаты, памятки) не только до занятий, но и во время его проведения. Если это невозможно, обратите внимание детей на новые предметы в начале урока и объясните их назначение.

Добавьте ритуалы и традиции

В начале и в конце занятия обычные, ожидаемые действия умиротворяют учеников и внушают им чувство контроля.

Это может быть высказывание учителя или совместное произнесение фразы всем классом, музыкальная композиция, жест или беседа.

Разместите план урока в доступном для всех месте.

План помогает ребенку с СДВГ оставаться внимательным во время занятия и делает переход между задачами легче, например, когда класс заканчивает читать параграф учебника и переходит к выполнению упражнений. Ребенок понимает: то, что делаю сейчас, скоро закончиться, значит, можно еще немного подождать.

Если во время урока параллельно напомнить учащимся о плане и указать оставшееся время («на решение задачи осталось пять минут»), это поможет им лучше ориентироваться в ходе урока.

Добавьте в урок физическую активность

Добавьте в урок одну-две короткие разминки по 1-2 минуты. Это поможет снять накопленную энергию у подвижного ребенка за 15–20 минут занятий.

Разнообразьте форматы работы на уроке

На уроке организуйте циклы чередования видов деятельности: «Сейчас выполним задания самостоятельно в тетрадях, через 10 минут поменяемся тетрадями для самопроверки, а затем ответим у доски». Это поможет сконцентрировать внимание учеников с СДВГ ещё до того, как оно рассеется.

Давайте короткие и понятные инструкции

Если ребёнок понимает, что от него требуется, ему легче будет начать выполнять задание и избегать отвлекающих факторов. Для больших задач можно разбить их на этапы и для каждого этапа давать отдельную инструкцию.

Ознакомьтесь с текстом на данной странице. Я укажу, когда закончится время на чтение. После этого изложите основную мысль каждого абзаца в одном предложении. Впоследствии можно будет выбрать один тезис и написать о нём мини-сочинение — подробнее об этом расскажу позже.

Реагируйте на состояние учеников

Если ученик испытывает трудности с концентрацией внимания, хотя урок организован комфортно, предложат ему несколько вариантов действий: сесть поближе, поиграть с антистрессовой игрушкой, выпить воды или сделать короткое подвижное упражнение.

Отмечайте успехи

Отмечайте ученика, если просидел спокойно дольше обычного или сдержал желание выкрикнуть ответ на вопрос. Регулярно отмечайте и озвучивайте любой прогресс. Это поможет закрепить желаемое поведение и постепенно уменьшить проявление нежелательного.

Наладьте сотрудничество с родителями

Вероятно, родителям также нелегко справляться с таким энергичным малышом. Ваши наблюдения могут быть полезны для поддержания его дома. Поделитесь методами, которые применяете, и расскажите, как они помогают справиться с трудностями.

Упростите домашние задания

Если ребёнку трудно уделять внимание сразу нескольким требованиям к заданию или выполнять большие работы из нескольких частей, договоритесь, что он может делать не всё, но качественно и старательно. По мере того как ребёнку удаётся справляться с заданиями, обсуждайте успехи и постепенно повышайте сложность.


Материалы по теме:

  • Как обучаются, сдаёт испытания и растет поколение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
  • Дети с СДВГ в учебном заведении.
  • Работая с учеником, имеющим СДВГ, следует придерживаться шести рекомендаций.