На возраст с 0 до 17 лет приходитсяМинимум шесть кризисов оказывают влияние на эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка, а также на его отношения со взрослыми. К примеру, в определённый период малыш из пупса может превратиться в бунтаря, требующего контроля. Эксперты проекта « Школа поддержкиПсихологи Александра Дорофеева и Полина Успехова дают советы родителям по преодолению возрастных кризисов и урегулированию конфликтов с детьми.

Новорожденность и раннее детство (0-3 года)

Кризис новорожденности

Что происходитНоворожденный находиться в промежутке между развитием в утробе матери и жизнью вне неё. В физическом плане малыш уже отдельно от матери, но биологически всё ещё связан с ней.

Через две-три недели после рождения у младенца появляется первая социальная потребность — общение со взрослыми. Это комплекс оживления, означающий переход ребенка из состояния новорожденности в состояние младенчества. Малыш замирает и концентрируется, когда видит предметы или слышит звуки. При приближении взрослых улыбается, пищит, двигает ручками и ножками. Чтобы позвать родителей — плачет.

Как вести себя родителям. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о нормальном развитии. Родителям важно быть рядом, чтобы ребенок мог их «дозваться». Не реагировать сразу на каждое требование, но и не оставлять ребенка плакать в одиночестве. В этот период ребенку необходимо понять, что взрослый придет, если он заплачет.

Сепарационный кризис

Что происходит.В семь месяцев ребенок начинает разделять людей на «своих» и «чужих». Эту фазу называют сепарационным кризисом. Малыш боится потерять маму, может бояться других людей и требовать много внимания. В этом возрасте у детей повышается тревожность, нарушается сон, появляется протест против привычных действий: не хочет переодеваться, менять подгузник.

Как вести себя родителям.Для ребёнка важно сформировать доверительные отношения с родителями или опекунами. При недостатке заботы и внимания у него появится неустойчивый тип привязанности: малыш начнёт постоянно бояться, что близкие его покинут. Старайтесь быть рядом с ребёнком в этот период. Если приходится оставлять его надолго с родственниками, дайте ему вещь, которая будет напоминать о вас.

Спиsetdefault issues are temporary and pass within two to six weeks. To support the child during this period, create conditions for a comfortable sleep. Provide darkness, good ventilation in the room, add evening rituals: for example, bathing in chamomile, reading books, lullabies.

Не мешайте ребёнку ползать и вставать во время укачивания. При сопротивлении воспринимайте его как забаву. Повторяйте, что пора спать, хлопайте по матрасу, изображайте сон.

Кризис возраста «нет» или кризис «Я сам!»

Что происходит.С 1,5 до 3 лет малыш всё чаще говорит «нет» или «я сам», желая одеваться, выбирать игрушки и место для прогулки самостоятельно. Так он показывает свою независимость и выражает волю. В это время дети становятся более упрямыми, чаще отказываются слушаться родителей, проявляют характер. У ребёнка развивается самосознание и самостоятельность. Он учится принимать решения, понимать, что ему нравится, а что нет. Это поможет обрести уверенность в своих силах.

Как вести себя родителям.Постоянное произнесение ребенком слова «нет» — естественный этап развития. Родителям следует проявлять терпение и устанавливать здоровые границы. Старайтесь не бороться с желаниями ребенка, а дайте возможность ему выбрать: где играть, что надеть. Если ребенок стремится сделать что-то самостоятельно, позвольте это под вашим наблюдением. Это поможет ребенку почувствовать себя более независимым.

Укажите малышу правила безопасности, которые запрещено нарушать: соблюдать распорядок дня, не играть возле проезжей части. При возражении ребёнка спокойно объясните необходимость правил и повторите их.

Ранний дошкольный возраст (3-6 лет)

Кризис автономии

Что происходит.Ребенок стремится к независимости и самостоятельности: не идет гулять или избавляется от игрушки, ранее вызывавшей у него радость. Это приводит к разногласиям с родителями.

В пятилетнем возрасте ребёнок понимает ограниченность жизни и может проявлять интерес к этому: задавать вопросы, рисовать мрачные изображения, высказывать мысли о том, как удлинить существование.

Как вести себя родителям.Дайте ребенку возможность выполнять небольшие задания самостоятельно: например, одеваться, выбирать игрушки или качели на детской площадке. Поддерживайте его интересы, но объясните, что некоторые действия выполняются только под вашим наблюдением или с вашего разрешения. Установите четкие правила и границы: что допустимо, а что нет. Все, касающееся режима дня (питание, сон, время просмотра мультфильмов, гигиена) и безопасности, остается под контролем взрослого. Помощь по дому, выбор одежды, игр, книг, еды, друзей — на усмотрение ребенка.

Если ребёнок задаётся вопросами о смерти, ответьте ему честно. Не зная ответа, скажите об этом.

Период от шести до двенадцати лет.

Кризис идентичности

Что происходит.С шести лет дети начинают формировать представления о себе и окружающем мире. Путаются в эмоциях: грусть, злость, разочарование, усталость. Стремятся к самоутверждению: хотят стать лидерами в компании, нарушают домашние правила.

В семь лет начинается период, который специалисты называют «рождением социального Я ребенка». С началом школьной жизни статус ребенка резко меняется — он становится первоклассником, круг общения расширяется. В этот период иногда происходит «эмоциональный откат» — ребенок больше кривляется, ведет себя по-детски. Это может случиться и в семь, и в 10 лет. Это нормально, так ребенок справляется с внешними изменениями — дополнительными обязанностями и правилами, адаптацией в классе.

Как вести себя родителям.Обеспечьте ребёнку чувство уверенности и безопасности, установив понятный распорядок дня и ясные ожидания.

  • Сколько домашних дел ему поручено?
  • Во сколько он приходит домой?
  • Сколько пользуется гаджетами?
  • Когда делает уроки и т. п.

Содействуйте его исследованию и развитию личности. Поощряйте интересы ребёнка, давая возможность пробовать разные виды деятельности для определения того, что ему нравится. Изучите кружки, секции и занятия неподалёку от дома и вместе выберите, с чего начать.

Подростковый возраст (13-18 лет)

Кризис роли

Что происходит. Подростки пытаются выяснить своё место в обществе, экспериментируя с поведением и внешним видом, чтобы понять, с чем себя ассоциируют. Меняют причёски, увлечения — рисование, музыку, языки — пробуют разные субкультуры: анимешников, ролевиков, панков и другие. Не обращают внимания на мнение взрослых, что приводит к конфликтам с родителями, учителями и другими авторитетами.

Как вести себя родителям. Определите четкие рамки и ожидания, но предоставьте подростка достаточную свободу и самостоятельность в принятии решений. Поддерживайте его стремление обрести смысл жизни и цели во время подросткового периода.

В каждой семье свои правила и границы. Доверьтесь себе и следите за своим состоянием.

  • Если Вам неприятно, что ребёнок ходит к друзьям на праздники, устройте праздник у себя.
  • Если вас беспокоит, что ребёнок думает только о друзьях и развлечениях, обсудите с ним обязанности: уборку, домашние задания, посещение секции.
  • Если подросток соблюдает договорённости, разрешите ему самому решать, как проводить время на отдыхе.
  • Приглашаем записаться в секции по интересам: спортивные, театральные или художественные.

Будьте открыты и делитесь своим опытом. Если стесняетесь говорить о чем-то, подготовьтесь заранее, например, прочтите книгу психотерапевта Екатерины Сигитовой «Как бы тебе объяснить». В ней есть советы, как подготовиться к сложным для родителя разговорам.

Кризис идентификации

Что происходит.В период подросткового возраста внутренние конфликты и сомнения по поводу личности, ценностей и убеждений являются частым явлением. Меняются вкусы: в еде, искусстве, общении. Заядлый спортсмен может бросить тренировки, общительный подросток ссорится с друзьями или теряет интерес к окружающему — всё это признаки кризиса идентификации.

Как вести себя родителям. Дайте подростки возможность принимать решения и учиться на ошибках. Не заставляйте ребенка вести себя идеально и не применяйте к нему угрозы. При нарушении правил дома договоритесь о последствиях: например, меньше времени у компьютера или дополнительная работа по дому. В случае рискованного поведения обсудите с подростком правила безопасности. Поощряйте поиск способов выплескивать энергию – активные виды спорта, пеший туризм, походы.

Помогите подростку в поиске себя и развитии интересов. Посетите вместе концерт любимой группы его или организуйте вечер, где по очереди будете слушать любимые песни друг друга. Уважать его точку зрения, даже если она не совпадает с вашей.

Вспомните свой юный возраст: чего вы ожидали от взрослых, что было значимо для вас? Прочитайте вместе с ребенком книги Ульфа Старка. 📚 Книги помогают подростку разобраться в происходящем с ним, а родителям — понять своего ребенка.

Путь к укреплению взаимоотношений с детьми.

В любой период жизни ребёнку важно родительское сопровождение и понимание. Постарайтесь узнать, чего желают дети, не умаляйте их чувств и переживаний. Поддержка и внимание подарят ощущение безопасности и помогут справиться с трудными ситуациями.

  • Младшим поколениям важны время и пространство для размышлений и переживаний. Позвольте им уединиться и отдохнуть.
  • Разговаривайте с ребенком откровенно, разделяя с ним трудности и вопросы.
  • Поведение и реакции воздействуют на ребёнка. Показывайте правильный способ реагирования на стресс и управление эмоциями.
  • В случае затруднений с изменением отношений с ребёнком или необходимости поддержки в разрешении семейных конфликтов обратитесь к специалисту-психологу.

Кризисы — это естественные этапы развития, трудные для всей семьи. Будьте терпеливы и помните, что это временное состояние.