
В январе появилась новость Теперь школьники будут изучать обществознание с девятого по одиннадцатый класс, уменьшив количество часов. Учитель» создал петицию Учитель права из московской школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий делится мнением о реакции педагогов и предполагаемых последствиях по поводу инициативы Минпросвещения.
Как это отразится на школьниках
Освоение обществознания в 6-8 классах необходимо для учеников с точки зрения обучения и воспитания. В это время школьники начинают пристальнее рассматривать окружающий мир и собственное место в нем. Обществознание помогает глубже понять этот мир. Отложенное изучение предмета в девятом классе со сокращённым объёмом может не позволить подросткам сформировать представление о мире и взаимосвязи явлений, получить знания об устройстве общества.
Человек по своей природе социальный. Дети, преимущественно обучающиеся не в гуманитарных направлениях, часто испытывают трудности с ориентацией в окружающем мире. Отсутствие обществознания усугубит положение.
Вследствие побед во всероссийских олимпиадах многие поступают в университеты. Но для школьников, изучающих обществознание, эта возможность практически исчезла из-за новой ситуации. Организаторы олимпиад не собираются снижать сложность заданий, а подготовиться за счёт одного урока в неделю — невозможно.
Это приведёт к раздвоению: дети обеспеченных семей смогут обучаться с репетиторами, а остальные такому не смогут позволить.
Что изменится для учителей
Педагоги выражают сильное недовольство. В комментариях к петиции многие высказывают: «Доколе специалистам укажут, как преподавать наш предмет?». История, которая заменит обществоведение, — важный предмет. Но оба отличаются кардинально: в одном учат работе с документами, анализу, а в другом — живым процессам и реальным социальным отношениям.
Для заполнения образовавшегося вакуума потребуется увеличить время уроков истории втрое. Преподаватели должны будут освещать не только события, такие как Английская революция, но и темы, например, соотношения государства и власти, промышленного и торгового капитала.
В нашей рабочая программе четко прописаны направления. Например, 20 часов посвящено социологии, а 10 — философии. За такое время это вполне осуществимо.
Я учу право и не представляю, как в рамках нового плана успею за одно занятие изложить, к примеру, всё трудовое или уголовное право.
Учителя недоумевают, как можно сокращать обществоведение, если в расписании восьмиклассников уже есть ИЗО и музыка, на которые ученики откликаются с неоthusiазмом.
Что будет с ОГЭ и ЕГЭ
Существует мнение о предстоящей слиянии экзаменов по истории и обществознанию. Такое решение ухудшит положение всех сторон: школьников, педагогов и высших учебных заведений.
Учащимся, даже специализирующимся на обществознании, потребуется изучать историю из-за вероятности большого количества вопросов по ней на экзаменах. Преподаватели истории вынуждены будут уделять в несколько раз больше времени и давать знания по социологии, экономике, праву и философии. Университеты получат первокурсников, которые не обладают достаточными знаниями. Возможно, потребуется подготовка абитуриентов с помощью подготовительных курсов.
Материалы по теме:
- Как подготовиться к экзаменам по обществознанию самостоятельно.