
С 2016 года выпускники детских домов всё чаще обучаются в обычных школах. О точном количестве детей-сирот, получающих общее образование, и числа тех, кто возвращается в детские дома, данных нет. В приемных семьях каждый пятый… сталкиваетсяСпециалисты фонда «Шалаш», оказывающего помощь детям и взрослым с проблемами поведения, делятся опытом по адаптации детей с прошлым сиротства в классе и получению школьного образования, поскольку школа не всегда учитывает их особенности, что приводит к отказу от этих детей.
Проблемы адаптации детей-сирот в школе
Школьникам-сиротам сложно адаптироваться из-за проблем с поведением, корнями которых лежат в перенесенных травмах.
Комплексная травма
Развивается при прохождении ребенком нескольких длительных травматических событий, например, жизни в антисанитарных условиях, подвергаемости насилию. Проявляется ночными или дневными кошмарами, бессонницей, быстрой утомляемостью и потерей концентрации во время занятий.
Посттравматическое расстройство (ПТСР)
Развивается при пережить ребенком травматических событий, наблюдая их или размышляя о них. Проявлениями являются:
- Гипервозбуждение.Постоянно ожидая опасности, ребенок остро реагирует на все происходящее. Управлять эмоциями ему сложно, будь то радость, гнев или тревога. Ребенок, регулярно сталкивавшийся с насилием, может прятаться или плакать, если учитель повысит голос.
- Избегание.Ребенок скрывается от действительности, отдаляется от событий. В школе молчалив, не общается, во время занятий его выражение лица равнодушное.
Травма убежища
Такое случается, когда ребенок обращается за помощью к воспитателю, члену семьи или врачу, но не получает поддержки. Или сталкивается с непониманием и агрессией. Ребенок перестает доверять другим, просить и принимать помощь. Начинает «проверять» взрослого на негативную реакцию: например, нарушает школьные правила, мешает вести урок или отказывается выполнять задания и отвечать на вопросы.
В детском доме действует иной уклад жизни, чем в школе.
- Вопрос о том, что принадлежит кому.
- Правила очереди гласят: «Я первый, значит, всё теперь принадлежит мне».
- Для защиты от обидчиков нужно действовать первым: ударить, пока враждебно на тебя не посмотрят другие.
Это затрудняет общение с одноклассниками во время адаптации к школе. Например, ребенок без просьбы может взять чужие предметы, так как в детском доме всё общее. Также он может нарушать личное пространство других детей, потому что в детском доме нет личного пространства.
В детском доме нет свободы выбора. Жизнь ребенка годами строится по одному расписанию, а все важные решения принимают взрослые. Когда сирота попадает в обычную школу, ребенок теряется. Ему не привык самостоятельно делать выбор, ему трудно осознавать свои желания и предпочтения, брать на себя ответственность и пробовать что-то новое. Например, в ситуациях, когда у ребенка есть возможность сделать что-то не по указаниям учителя: выбрать факультатив, тему сочинения, согласиться или отказаться от участия в школьном спектакле.
В детском доме воспитанники могут иметь предубеждения по отношению к детям из семей. Например, ребёнок может думать, что одноклассники лучше его во всем или наоборот, хуже. Из-за этого у него сложно общаться с ними, что может привести к конфликтам и даже травле. Особенно это опасно, если учитель обращает больше внимания на ребёнка из детского дома, а другие дети чувствуют несправедливость.
Как поспособствовать адаптации ребенка из приюта в учебном заведении?
Дайте ему время
Учителя иногда слишком настойчиво требуют от ребенка-сироты общения с другими учениками. Такой метод адаптации ребенка из детского дома в новом обществе неверный. Ребенок скорее замкнется в себе, поскольку пока не может доверять. Или опасается, что одноклассники его отвергнут и будут смеяться над ним.
Избегайте принуждения ребенка общаться с одноклассниками во время адаптации в школе. Обратите внимание на то, какие школьные занятия вызывают у него больше интереса и решительности, и используйте их для повышения его уверенности. Например, если ребенку нравится создавать математические задачи, предлагайте ему решать их у доски. В случае затруднений с публичными выступлениями попросите ответить с места. Похвалите ребенка за успешное выполнение задания по окончании работы.
Успех в таких ситуациях повысит самооценку и уверенность ребёнка. Будет проще ему пробовать новое и общаться с другими детьми.
Не делайте акцент на «особенностях»
В классе с позитивной атмосферой нет насилия и неуважения. Дети одинаково ценят комфорт и границы друг друга, пример берут у взрослых. Не обращайте внимания на разницу ребенка из детского дома с остальными, это может спровоцировать насмешки и некорректные замечания. Не стоит говорить в его защиту или оправдание: «ему и так тяжело» или «не злись на него, он живет в детдоме и не понимает некоторых правил».
Не стоит скрывать, что новый ученик из детдома. Уделите этому столько же внимания, сколько информации о ребенке, которую поделитесь представляя его классу: «Знакомьтесь, это Игорь, ваш новый одноклассник. Жизнь в детском доме и школу № 231 он оставил позади. Пожалуйста, помогайте Игорю освоиться, предлагайте свою помощь — расскажите, чем занимаетесь на переменах, покажите, где находится библиотека, медпункт и столовая».
Сотрудничайте с опекунами или представителями ребенка
Социальная адаптация сирот не ограничивается школой. Обратная связь близким ученика — представителям и опекунам поможет вне её обсудить сложные или волнующие ситуации, помочь практиковаться в общении и поддерживать ребенка. Например, при ссоре с кем-то взрослые помогают разобраться в причинах конфликта, предлагают способы помириться или обсудить разногласия.
Понимание ребенком поведения в обычной обстановке даст возможность эффективно работать с ним в школе.
Будьте готовыми разъяснить явные моменты.
Выросший в детском доме воспринимает обыденные ситуации иначе и ведет себя не по школьным правилам. Не потому, что специально идет против них, а потому что жизнь в его доме организована по-иному.
Ребенок во время урока может бесшумно зайти в любой кабинет и остаться там, если ему это понравится. Такое поведение возможно из-за отсутствия дверей в помещениях детдома. Из этого ребенок не понимает, что в школе такое вести нельзя.
Для освоения новых правил ребенку необходимы опыт и помощь.
Педагоги часто испытывают трудности в управлении негативным поведением учеников из детских домов. При нарушении правил поговорите с ребёнком персонально, без привлечения всего класса. Общение должно быть поддерживающим, а не назидательным. Представьте, что объясняете ему сложную тему или правила игры.
Мне видно, что ты очень желаешь рассказать Маше что-то, но правило здесь такое: тишина, когда кто-то говорит у доски. Если тебе сейчас трудно слушать урок, ты можешь выйти ненадолго, погулять или выпить воды, а потом вернуться.
Делая ребенку замечание во время урока, обращайте внимание на содержание и тон. Замечание услышит, если прозвучит так же, как для любого другого ученика.
Неправильно:Я знаю, что в детском доме всё общее, но здесь действуют другие нормы, и нужно просить разрешения, перед тем как что-либо взять.
Правильно:Ты взял из пенала Саши фломастер, не спрашивая разрешения. Я знаю, что сегодня у тебя есть только карандаши, но брать чужое без спроса нельзя. Пожалуйста, верни его обратно. Ты можешь взять один из общих фломастеров в шкафу или попросить одноклассников поделиться своими, которыми они сейчас не рисуют.
Создание благоприятной атмосферы для ребёнка из детдома в школьной среде.
Используйте сострадательный подходЭто инструмент, помогающий всему классу чувствовать себя комфортно и безопасно. Основа — шесть принципов общения и обучения детей, переживших травматические события. Учитывается специфика взаимодействия учителя с ребенком из детского дома.
- Наделяйте силой, а не лишайте ее.
Ребенок должен учиться соблюдать правила класса. При постоянном нарушении правил или отказе принимать их последствия, необходимо провести обсуждение всех правил со всем классом. Вместе можно скорректировать существующие правила или сформулировать новые. - Поддерживайте, а не ругайте за неудачи.
Дети из детского дома испытывают трудности в доверие другим, невысоко оценивают свои возможности и таланты. Изменить это возможно стабильным и добрым отношением. В случае неудачи ребёнка с заданием воздержитесь от критики, сочувствуйте ему, похвалите за старания и предложите помощь. - Не снижайте, но и не занижайте планку.
Ребенку из приюта нужно чувствовать себя равноправным со сверстниками в школе. Поблажения лишь усугубят его неуверенность в новой обстановке. - Утверждения проверяйте, наблюдения проводите, вопросы задавайте.
Если вы делаете выводы о ребенке, основываясь на том, что он сирота, остановитесь и понаблюдайте за собой. Задавайте ребенку вопросы, чтобы проверить свои предположения. Например: «Я заметил, что каждый раз, когда я начинаю говорить громче, чтобы привлечь внимание класса, ты начинаешь скидывать с парты вещи. Ты беспокоишься, что я могу сделать что-то, от чего тебе будет некомфортно?» - Способствуйте развитию здоровых взаимоотношений у детей.
Покажите ученикам на собственном примере, что школа — это поддерживающее пространство, где безопасно обращаться за помощью и делиться мыслями. Делайте это через общение с ними. Помогите не только с трудностями и обсуждениями идей, но и обращайтесь к детям с небольшими просьбами: помощь в подготовке класса к уроку, обратная связь по уроку или впечатления о новом формате домашнего задания. - Дайте возможность помогать другим.
Дети и подростки стремятся принадлежать к сообществу, быть услышанными, обмениваться опытом и ощущать свою ценность. Время от времени включайте в урок активности, способствующие этому. Примеры: задания для взаимной проверки или часть занятия, которую дети планируют и проводят сами по указаниям учителя.
Работа с детьми, оставшимися без родителей, создает большую дополнительную нагрузку для педагога. Любая работа с поведением — это долгий путь, состоящий из маленьких шагов и изменений. Берегите свои силы, вводите новые приёмы и методики постепенно.
Узнайте больше о нюансах работы с воспитанниками, столкнувшимися с травмой. в спецпроекте фонда «Шалаш».
Материалы по теме:
- Интеграция новичка в коллектив и предотвращение издевательств в школе
- Уроки, которые выходят из-под контроля: как успокоить класс и сосредоточить учеников