
Изображение: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Психолог Елизавета Филоненко Раскрывает психологические факторы привлекательности постоянного саморазвития.
Последние пять лет заметно возросла популярность обучения. Тренд такой, что все стремятся чему-то учиться. Это воспринимается как личностный рост. Люди спешат делиться, как любят получать новые знания и развиваться. Без такого подхода в профессии коуча, психолога или педагога современным быть просто невозможно.
Этот тренд поддерживается и направляется деньгами. ЛЮдям указывают на недостатки и сразу предлагают выход — курсы обучения. С помощью этого можно многое улучшить: плохо поставлены личные границы, тексты посредственные, маркетинг и самопрезентация слабые, имидж оставляет желать лучшего, родители были неидеальными, а с этим нужно жить. И у нас есть для вас… обучающий продукт.
Недостатки, часто кажущиеся вымышленными, появляются повсеместно.
Финансовая выгода очевидна. Люди, не желающие выполнять свою работу, все равно стремятся получать доход, а преподаватели по всем дисциплинам размножаются быстро. Вчера я был студентом маркетинга, сегодня у меня собственный курс. Перспективы хорошие!
Это похоже на финансовые пирамиды, где каждому новому члену нужно быстро привлечь новых участников, чтобы схема работала.
Есть психологический фактор, побуждающий людей к непрерывному обучению: страх погружения в практическую деятельность.
Обратите внимание на слово «образование», в нём корень «образ». Человек учится, чтобы сформировать образ себя, готового к труду, деятельности, воздействию на окружающий мир. А что, если из одного курса сразу переходить на следующий?
Непрерывное самообразование — стремление схватить или создать формулу, которая, наконец, обретет возможность действовать. Люди, увлеченные обучением, часто останавливаются перед практическим применением полученных знаний.
Главная цель обучения — сделать мир лучше благодаря действиям выпускника. Но если образованность становится целью сама по себе, человек применяет ее как психологический щит от реальности. Да, ещё не мастер, а только учусь.
Работа — труднее учёбы, и именно в ней человек развивается.
В работе приходится выполнять множество трудных задач.
- Сносить недочёты своего изделия и продолжать работу.
- ставить личные цели;
- анализировать свои ошибки и не разочаровываться;
- Надо осознавать, что достижение успеха требует времени, и важно быть терпеливым.
- Строить связи с людьми и осознавать, когда требуются ваши знания.
В обучении чаще всего так: вас направляют, определяют цели вместо вас, стремятся не расстроить, подталкивают вашу заинтересованность, пытаются возбудить ваше любопытство.
Учиться проще, но работать полезнее!
Если вы непрерывно планируете одно обучение за другим, задайте себе вопрос: какой деятельности я уклоняюсь? Можем ли мы избегать не работы, а какого-то решения? К примеру, человек желает похудеть и бесконечно изучает информацию о здоровом образе жизни. Уже обладая достаточными знаниями для принятия решения действовать, он замедляютcsя, так как это сложно.
Постоянно развивающиеся личности, ответьте себе на этот вопрос: какое решение я обхожу?
Материалы по теме:
- Где обрести свой смысл? Стоит ли искать его вообще?
- Как заставить себя действовать, когда все мучают сомнения?
- Чем отличается мастер своего дела от просто увлечённого?