Фото: img.freepik.com


Фотография: агентство «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.


Авторитет педагога влияет на дисциплину в классе, отношения с родителями и коллегами. Магистр педагогической психологии, автор…
telegram-канала Для поддержки школьных психологов Анастасия Еременко и учитель из сообщества «Педсовет» Полина Логинова.

Будьте общительны и доброжелательны

Создавайте обстановку доброжелательности и поддержки, демонстрируя детям ваше стремление к их успехам. Чаще применяйте кооперативные методы обучения: работу в парах и группах, совместное поиски информации и т. п.

Книга «Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили» от А. Фабера и Э. Мазлиш учит эффективной коммуникации с детьми.

Полина Логинова, преподаватель рисования и советник по воспитанию в МБОУ «Гимназии № 5» города Сергиева Посада:

Молодой педагог в отличие от Марьванны имеет больше шансов найти общий язык с детьми: знает мемы, тренды, музыку и их интересы. Может быть на волне и отвечать на шутки. Но нужно уметь использовать это преимущество умеренно, оставаясь учителем, а не другом.

Выстраивайте границы и будьте последовательны

С первых же занятий определите нормы поведения в классе и принципы оценки заданий.

Дети должны видеть в учителе человека, которому можно довериться, поэтому относитесь с уважением к их мнениям и идеям.

Полина Логинова:

Необходимо задуматься, на что согласен как учитель. Например, у меня на уроках достаточно шумно, мне нравится активные обсуждения учеников. В то же время у меня чувствительный слух и я предпочитаю тишину. Поэтому приходится делать выбор: смиряюсь с шумом, но планирую урок так, чтобы 10 минут учащиеся погружались в задание и молчали.

Мы с учениками открыто говорим о том, что допустимо, а что нет, что ОК и не ОК для меня, а что для них. Например, в моём классе был мальчик Аркадий. Я спросила его: «Можно тебя Аркаша называть?», а он ответил: «Вы у меня спрашиваете?» — его удивило, что кому-то есть дело, как к нему обращаться. Мне кажется, если я уважаю интересы детей, то имею право ожидать этого и от них.

Сделайте родителей своими партнерами

Избегайте дистанцирования от родителей («Я вас не трогаю, а вы меня») и авторитарного общения («Дети безобразно ведут себя – занимайтесь их воспитанием»). Критика поведения или успеваемости ребенка никому не понравится. Чтобы сообщить неприятную информацию, обверните ее позитивом – начните с хорошего и закончите тем же.

Поощряйте как детей, так и родителей за любые старания — дабы были союзниками, а не противниками. Больше общайтесь с родителями в непринужденной обстановке.

Если педагог моложе родителей, может быть, его воспринимают не как авторитетную фигуру и дают советы по учебному материалу, оценке работ и воспитанию. Не следует идти им на поводу. Даже если чувствуете давление, не вступайте в противостояние, оставайтесь вежливы, благодарите за рекомендации, но работайте так, как считаете нужным.

Будьте активны

Не пропускайте конкурсы, спортивные соревнования, походы, концерты и другие школьные мероприятия. Дайте возможность другим лучше вас узнать. Покажите свои таланты: возможно, вы отличный организатор, ведущий или поэт, а может быть умеете слушать и поддерживать — это тоже важно.

Работайте вместе с коллегами, не стесняйтесь обращаться за советом и трепетно относитесь к их суждениям, даже если они отличаются от ваших.

Полина Логинова:

Важно подружиться с более опытными педагогами: им будет приятно ощущать свою нужность, вы располагаете их к себе. У них всегда можно узнать много полезного и обогатить этим свой профессиональный багаж. Молодые преподаватели часто считают себя всезнающими и не обращаются за помощью, совершая потом глупые ошибки, на которые коллеги смотрят с неодобрением, хотя достаточно было просто спросить.

Наличие наставника для молодого специалиста привносит дополнительный вес. Наставник даст советы по различным вопросам: когда удобнее заполнять журналы, с кем лучше не спорить из-за плохого настроения и другим мелочам, на которых человек бы долго учился на ошибках.


Материалы по теме:

  • Вхождение в коллектив, взаимодействие с родителями и самообслуживание: основные рекомендации для новичков в профессии педагога.
  • Первые шаги в учительской профессии. Советы начинающим педагогам.
  • Мне двадцать два года, ученикам — восемнадцать. История приобретения влияния.