
Участники сообщества «Вклад учителя» предлагают советы по налаживанию отношений с родителями и инструментам для поддержания связи с ними.
Как выстроить отношения с родителями
Демонстрировать профессионализм
По мнению преподавателя истории и обществознания Павловской гимназии… Григория КамчатноваУчитель должен донести до родителей, что владеет своим предметом профессионально.
Педагог обязан проявлять высокий уровень профессионализма в общении с родителями, убеждая их в компетентности и знании методик, а также четком следованию учебному плану и владения специальной терминологией. После этого нужно доказать всё сказанное на практике.
Быть тактичным и проявлять уважение
Преподаватель начальных классов из Оренбургской православной гимназии. Вера Иванова Без взаимного уважения установить добрые отношения с родителями трудно.
Родители всегда приходят ко мне на собрания, потому что знают, что я не поставлю их в неловкое положение перед классом.
Директор «Новой школы Натальи Колгановой» также подчеркивает значение взаимоуважения. Наталья КолгановаКогда педагог предоставляет возможности родителям выразить свои мнения, устанавливается доброжелательная связь между ними.
Преподаватель русского языка и литературы Центра образования «Школа». Евгения Копнинова Считает, что в отношениях родителей и педагогов нет главнее или второстепенных, всё равнозначно, ценно каждое мнение.
В образовательном процессе участвуют педагог, ученик и родитель, каждый несет свою ответственность.
Григорий Камчатнов Рекомендуется демонстрировать семьям, что обращается внимание на ребенка, его вопросы, трудности, достижения и setbacks. Не следует сравнивать его с другими детьми и при этом использовать обобщенные выражения о результатах обучения.
Учитель биологии школы «Поколение» разделяет его мнение. Инна Миронова:
Педагоги постоянно вызывают у родителей интерес и заботу, поэтому стоит предоставлять им обратную связь: информировать о пройденных событиях, делиться достижениями и успехами ребят.
Быть открытым
Специалист по психологии и классный руководитель лицея №1 «Спутник». Евгения Бродина Уверена, что отношения «преподаватель-родители» развиваются через определённые этапы: от влюбленности до конфликтов, их разрешения и сплочённости. В этих взаимоотношениях педагог советует руководствоваться принципами искренности и открытости.
Я доступен в любое время суток, нет для меня неподходящих моментов или неуместных вопросов, первым обратитесь ко мне за помощью.
Преподаватель начальной школы из «Школы Леонова». Анна Здорова Преподаватель начальных классов из Оренбургской православной гимназии. Вера Иванова Поддерживают открытое и доверительное общение с родителями.
«Я классный руководитель, а не мать учеников или их родителей. Не поучаю никого, как поступать и себя вести. Мягко и тактично провожу к нужной теме и даю понять, как поступить», — рассказывает Вера.
Где общаться с родителями
Чаты в мессенджерах
Анна Здорова Общение в общих чатах имеет ряд преимуществ: родители могут в любое время прочесть сообщения, педагог не будет отвлекать участников от работы, и можно видеть, кто ознакомился с информацией.
Учителя русского языка и литературы разделяют это мнение. Алина Медведева Из школы «Сота», но подчеркивает важность личных границ.
Родителям следует понимать, что после седьмого вечера желательно воздержаться от общения через сообщения, так как это время для личного отдыха.
А вот Евгения Бродина Она придумала новое решение: объединила в чате детей и родителей, чтобы участники стали внимательнее к написанному. Результат был положительным: родители спустя время научились различать, что можно публиковать в общей группе, а что лучше отправить в личное сообщение.
Наталья Колганова Успешное функционирование онлайн-чата во многом зависит от внимания к культуре общения в нём. На этом этапе важно выделить значительные ресурсы.
Правила общения в чате для родителей, составленные Верой Ивановной.
— сложное объяснять через алгоритмы (1, 2, 3);
Сообщать главную мысль в отдельном, кратком абзаце.
Не хотите ли вы купить мне кофе? – спросил он. — Да, конечно! Мы можем пройти через этот зал и подойти к кафе на другом конце.
— не записывать голосовые сообщения;
Устанавливать связь с родителями посредством обращений и вопросов.
Родительские собрания
В школе «SOFT», где Юлия Белова Преподаватель начальных классов проводит родительские конференции вместо традиционных собраний. Вначале учитель сообщает основные темы для обсуждения, а затем родители в индивидуальном порядке общаются с учителями, тьюторами и специалистами школы. Родители могут ознакомиться с тетрадями и творческими работами своего ребенка, критериями оценивания по предмету и освоенными ребенком умениями.
Наталья Шкуркина Изменили формат родительских собраний: теперь родители встречаются с детьми, чтобы повысить прозрачность.
Индивидуальные беседы
А вот Евгения Бродина Считает, что совместные собрания родителей неэффективны из-за невозможности обсуждать деликатную информацию. Предлагает для этого индивидуальные онлайн-встречи, где каждый родитель может задать вопросы о ребёнке, высказать опасения или пожелания.
Предпочитает личное общение с родителями. Наталья Шкуркина:
Лучше поговорить по телефону и услышать каждый голос родителей. Важно настоящее общение от души.