Фото: img.freepik.com

По статистикеЗаикание встречается у каждого десятого ребенка дошкольного возраста. не придают этому нарушению значенияЗаикание, считают некоторые, со временем пройдёт само собой. Однако, если его не лечить, ребёнок может столкнуться с проблемами развития и социализации.
О пяти опасных последствиях этого расстройства рассказывает эксперт.
АкадемСити, педагог-дефектолог Сергей Баранов.

1. Низкая самооценка

Дети с заиканием часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников: над их речью подшучивают или смеются, когда те запинаются. Это причиняет ребенку боль, он чувствует себя ущербным, стесняется.

Это приводит к ухудшению заикания у детей. замыкаться в себеПотеря веры в свои силы приводит к падению самооценки. Это мешает ребенку раскрывать таланты и способности: такие дети стесняются выступать на публике, привлекать к себе внимание. Стремятся избегать проблем, а не достичь успеха. В подростковом возрасте недовольство собой и замкнутость рискуют перерасти в депрессию.

Советы родителям:

  • Существуют различные способы лечения заикания. Обратитесь к логопеду для анализа симптомов, выявления причин и разработки плана лечения. При невротическом типе заикания — логоневрозе — терапию проводит детский психолог, так как причина кроется в психосоматике: ребенок боится говорить, нервничает и начинает запинаться. При неврозоподобном заикании, вызванном физиологическими нарушениями, лечение ведется с логопедом-дефектологом. Продолжительность терапии обычно составляет не менее года.
  • Создайте в семье атмосферу спокойствия и поддержки. Внимательно слушайте ребёнка без спешки.
  • Не прерывайте и не исправьте ребёнка во время беседы, чтобы избежать его беспокойства. Поддерживайте и обращайте внимание на его достижения в учёбе и спорте.

Советы специалистам:

  • Детям с заиканием поможет арт-терапия выразить чувства без слов: через рисунок, лепку, музыку или танцы. Например, попросите нарисовать эмоции, которые возникают при насмешках.
  • Библиотерапия — хороший способ помочь детям лучше понять свои переживания. Чтение книг помогает сопоставить свой опыт с персонажами. Выбирайте книги о дружбе, преодолении трудностей и принятии себя. Во время обсуждения поощряйте детей высказывать свои мысли, поддерживайте открытый диалог. Давайте творческие задания: написать письмо герою, нарисовать иллюстрацию, разыграть сценку. Чаще всего используют детские сказки братьев Гримм и Г. Х. Андерсона. Подойдут басни И. Крылова; рассказы про Незнайку Н. Носова или поэзия К. И. Чуковского.

2. Проблемы в учебе

Дети с заиканием испытывают трудности при выступлении перед классом, ответе на уроках. Из-за страха сказать неправильно предпочитают молчать. По этой же причине отказываются читать вслух, участвовать в школьных мероприятиях.

У детей с заиканием наблюдается высокий уровень тревожности. Постоянное напряжение мешает им сконцентрироваться во время уроков. В результате могут пропустить важную информацию и отстать от класса.

Советы родителям:

  • Практикуйте вместе с ребенком техники, которые помогут ему контролировать и справляться с заиканием. Например, дыхательную разминку: встаньте на ноги и глубоко вдохните носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опустите руки и выдохните ртом.


    Поддерживайте ребёнка, чтобы он чувствовал себя увереннее. Говорите медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности. Полезно вместе петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком. Это развивает мелкую и крупную моторику, а как следствие — речевые центры.

Советы специалистам:

  • Проведите тренинг по самопрезентации, обучая детей составлению и структурированию выступлений.
    Пусть юные ораторы учатся использовать жесты, мимику для установления контакта с аудиторией и ответов на вопросы. Навыки отрабатывайте в ролевых играх или перед группой. Убедитесь, что атмосфера не вызывает у детей дискомфорт, а место располагает к комфорту и уверенности.


    Если ребёнок испытывает затруднения, позвольте ему отвечать из своего места или использовать опорные материалы. Можно также подготовить совместное выступление с помощью наводящих вопросов от педагога или родителя.

  • Проконсультируйте педагогов о том, как действовать при заикании у ребёнка. Объясните, как создать в классе поддерживающую атмосферу, чтобы ребёнок не ощущал себя изгоем или отстающим. Например, проявляйте к нему максимум внимания и чуткости, наладить с ним контакт. Не следует фиксировать внимание на его недостатке, говорить с ним четко, плавно, не торопясь, но не по слогам и не нараспев. Подайте ребёнку возможность общения с уравновешенными детьми, которые хорошо говорят.

3. Социальная изоляция

Дети с заиканием стесняются не только во время уроков, но и избегают общения со сверстниками на перемене и вне школы. Детям тяжело заводить новые знакомства, посещать секции и детские праздники.

У социальной изоляции бывают серьезные последствияЧем сильнее выражено чувство одиночества в детстве, тем тяжелее может протекать депрессия во взрослом возрасте. Кроме того, избегание общения снижает самооценку. повышает уровень тревожности.

Советы родителям:

  • Поддерживайте общение ребёнка со сверстниками, создавая дома или на площадке уютную и дружелюбную обстановку. Организуйте вечеринки с играми и развлечениями, чтобы времяпровождение было увлекательным. Поощряйте посещение спортивных секций, кружков, художественных студий – это поможет найти общий язык со сверстниками.

Советы специалистам:

  • Организуйте командные игры, например, викторины или Мафию, где дети сотрудничают для достижения общих результатов. Вовлекайте детей в совместные творческие проекты: постановки спектаклей, где каждый берет на себя определенную роль и взаимодействует с остальными.
  • Привлеките семьи с детьми к совместным занятиям: кулинарными мастер-классами, спортивными тренировками. Участие детей и родителей оставит теплые воспоминания и укрепит отношения.

4. Психологические проблемы и страхи

Хроническое заикание порождает комплексы и фобии.

  • Логофобия. Логофобия — это страх произносить слова или общаться вообще. Люди с логофобией стараются избегать ситуаций, требующих речи, опасаясь, что не смогут выразиться ясно.
  • Школьная фобия. Страх перед школой и учебными трудностями может вызывать у детей панические атаки, головные боли или проблемы с желудком. Часто дети стараются избегать учебы или вовсе ее пропускают.
  • Социофобия. Социальные ситуации и общение вызывают у человека страх. Избегается участие в мероприятиях, встречи с приятелями, разговор с новыми людьми из-за страха привлечения внимания.


    Страхи, чувство недостаточности и социальная изоляция провоцируют хронический стресс, что приводит к психосоматическим заболеваниям, расстройствам желудочно-кишечного тракта, обсессивно-компульсивному и тревожному расстройствам.

Советы родителям:

  • Научите ребёнка выражать чувства без слов. Запишите его на танцы или в художественную студию. Первые достижения подарят ему уверенность, а одноклассники — уважение.

Советы специалистам:

  • Используйте когнитивно-поведенческую терапиюОна помогает детям развивать оптимизм, заменяя негативные мысли и привычки на положительные.
  • В процессе работы над логофобией начните с несложных ситуаций общения и поэтапно повышайте их сложность. Дай ребенку поддержку и хвали его за каждый проделанный шаг в борьбе со страхом.

5. Трудности в карьере

Работодатели высоко ценят Предпочтение отдается соискателям с развитыми гибкими навыками, такими как коммуникабельность и командная работа, что может сузить круг возможностей для людей, испытывающих трудности при общении из-за заикания.

Работодатели ценят целеустремленность и уверенность кандидатов. Человеку, с детства избегающему трудностей в речевых и неречевых ситуациях, сложно проявить себя на собеседовании.

Повышенная тревожность и напряжение увеличивают риск выгорания у людей с заиканием по сравнению с другими.

Советы родителям:

  • Воспитывайте у ребёнка веру в себя, похвалите даже за малые успехи. Поощряйте высказывание мыслей и идей, покажите, что его взгляд имеет значение.
  • Познавайте мир вместе с ребёнком, рассказывайте о разных профессиях и особенностях каждой работы. Организуйте игры, где ребёнку будет поручена роль и ему предстоит взаимодействовать с другими участниками. Со временем усложняйте задачи, в более старшем возрасте можно добавить элементы настоящего собеседования.

Советы специалистам:

  • На тренировках уделяйте внимание дыханию, четкости произношения и правильной артикуляции. Научите ребенка контролировать заикание: медленная и размеренная речь, остановки для дыхания.
  • Расширьте способы общения детей: письмо, мессенджеры, блоги, форумы. Это пригодится, когда у детей трудности с устной речью.

Материалы по теме:

  • 5 логопедических игр для подготовки к школе
  • Пять неявных признаков речевых нарушений у ребёнка.
  • Когда у малыша трудности с речью, как помочь?