
Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В жизни многих воспитателей приходит время, когда нужно отдать собственного ребенка в детский сад. Возникает вопрос: оставить малыша в своей группе для постоянного присутствия или определить в другую — чтобы не мешать работе? С помощью психологов рассмотрим сложности родителя-воспитателя и варианты действий в обеих ситуациях.
Педагог и подросток в одном коллективе: риски такого положения.
В ряде детских садов сотрудникам не разрешается одновременно трудиться в одной группе с собственными детьми. Екатерина, жительница Москвы, чья дочка посещает подобный сад, объясняет, почему полагает такое правило справедливым.
В яслях, где ходила моя дочь, одна воспитательница работала с дочерью. Родители других детей часто жаловались: девочка вела себя как главная в группе, иногда руководила детьми даже сильнее своей мамы. Ей многое прощалось, и другие дети ее очень не любили.
Девочке, которая по обстоятельствам оказалась не виновной, стало хуже из-за реакции других детей, которые перестали ее любить. Это первый шаг к буллингу, который в дальнейшем может негативно повлиять на самооценку и отношения с ровесниками.
В Тюмени в детском саду № 101 трудится психолог Елена Борисова. , объясняет, почему так происходит:
Ребенок, увидев маму или другого родителя в детском саду, может поверить, что находится дома и вести себя соответственно. Однако детский сад имеет свои правила. Возможен риск зависти со стороны других детей, чьи родители отсутствуют, что может привести к буллингу ребенка, воспитателем, а также обиде на родителей.
Постоянное присутствие родителя рядом с малышом в детском саду вредит не только взрослому (снижает качество его работы), но и ребенку (портит отношения с другими детьми). Иногда проблемы могут возникнуть, даже если ребенок воспитателя ходит в другую группу.
Если педагог и ребёнок находятся в раздельных группах.
Доцент психологии Мордовского государственного университета Татьяна Белова.
- Объясни ребёнку, что такое детский сад, для чего туда ходят дети и почему ты желаешь, чтобы малыш тоже туда ходил.
Поведите его в детский сад, чтобы он имел представление о том, что это такое. - Пообщайтесь с ним серьёзно, расскажите, что ему предстоит посещать детский сад, полный малышей для игры, а также множество интересных игрушек.
- Расскажи ребёнку, что детский сад — это не дом. В него ходят заниматься, а правила там другие.
- Избегайте частых появлений перед ребенком, не посещайте его группу, чтобы избежать ненужных реакций. Ребенок может перестать слушаться воспитателей, полагая, что рядом с родителем можно всё то же, что и дома. Другие дети, чьи родители работают в другом месте, могут испытывать зависть.
В случае посещения ребёнком группы с воспитателем, являющимся его матерью или отцом:
Психиатр Ольга Луптова из детского сада «Маленькое солнце» в Таллине.
- Расскажите ребенку, что общение с вами в детском саду отличается от общения дома. Объясните, что это ваш рабочий день с определенными обязанностями. Укажите правила поведения в детском саду и объясните причину их отличия от домашнего распорядка.
- Говори малышу, что все детки в группе одинаково важны. У него нет ничего общего лучше или хуже у остальных, нужно подчиняться тем же правилам.
- Если ребенок хвастается перед другими, говоря о родителе как воспитателе, или требует привилегий, не ругайте его публично. Объясните, что остальные ребята в группе — его близкие друзья, как братья и сестры. Так ему будет легче понять новую роль и принять, что каждому требуется столько же внимания воспитателя.
- Когда ребенок требует большего внимания, капризничает или плачет, стоит предложить ему посмотреть на других детей, у которых родителей в садике нет, но те спокойны и не расстраиваются. Объясните малышу, что ему повезло иметь родителя рядом, хотя тот может не всегда так же много времени с ним проводить, как дома.