
Изображения: Depositphotos, иллюстрация Юлии Замжицкой.
Коучинг широко используется в обучении взрослых, но практически не применяется в детской педагогике. Несмотря на то, что техники наставничества развивают самостоятельность, мягкие навыки, эмоциональный интеллект и другие ценные качества XXI века. Светлана Подъянова, мастер-коуч, основатель детского сада и школы, рассказывает о том, как коучинг решает педагогические и организационные задачи на конкретных примерах. «Талантвилль».
Что такое коучинг
Коучинг Это средство развития личности и карьеры. Кодекс этики Международной федерации коучинга (ICF) определяет понятие как «Партнерство, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющее на раскрытие личного и профессионального потенциала». Человек, помогающий в достижении целей, называется … коучем Посетители этих консультаций приобретают новые сведения, увеличивают свою продуктивность и улучшают качество жизни.
В 1970-е годы технология появилась в спорте. Позже коучинг объединил принципы позитивной, когнитивной и организационной психологии, а также идеи о осознанной жизни и возможности постоянного развития человека. Метод был адаптирован для бизнеса и стал доступен широкой публике.
Принципы коучинга
Тренер начинает работу с клиентом исходя из его заявленной цели, которая может трансформироваться во время сеанса. Без внутреннего стремления к переменам результат работы специалиста будет невозможен.
Коуч не дает советов и не высказывает личного мнения.
Встречая клиента нейтрально, коуч поддерживает его в поиске ответов. Такой подход уважает каждого человека независимо от возраста и мировоззрения, а также его способность развиваться самостоятельно. Для решения задач коучи используют специальные техники, например, открытые вопросы. С их помощью можно прислушаться к себе и честно признать неудовлетворенность ситуацией.
Разделение детского коучинга в отдельное направление необоснованно: при взаимодействии на равных с детьми применяются те же методики, что и со взрослыми. Младшим требуется помощь в определении проблемы и запроса. В остальном процесс происходит аналогично. Ученики начальной школы способны осознать свою задачу и сформулировать, какая им нужна помощь в её решении.
Коучинг в детском образовании
В классическом методе преподавания учитель определяет тему и структуру урока. Такой подход применим к ученикам с высоким уровнем мотивации, но таких обычно немного. Для остальных обучающихся требуется больше интерактивной активности, чтобы вовлечься в процесс обучения.
Коучинговые техники способствуют этому. Ребята самостоятельно разыскивают готовые решения, вследствие чего полученные сведения и образовательные проекты превращаются в результат их труда и остаются в памяти на продолжительный срок.
Технологии коучинга в историческом уроке.
Славяне: кто они? Древняя Русь: земли и люди.
В начале урока учитель сообщает тему и узнает, что ученики о ней знают. Для этого используется техника «Дерево участников». Дерево – это тема урока. Каждый ученик прикрепляет на него человечка в соответствии со своим уровнем знаний: только начали изучение – лезут вверх, уже многое знают – оказываются на вершине. После размещения человечков учитель-коуч предлагает желающим объяснить свой выбор.
Объединив учеников в небольшие группы, учитель попросит ребят записать на стикерах вопросы по теме урока, используя одно из семи вопросительных слов: Кто? Что? Почему? Зачем? Как? Когда? Где?. техника «7 вопросов».
После того как вопросы сформированы, дети разбирают их и тем самым определяют цель и задачи урока.
Цель: выяснить, кто такие славяне.
ЗадачиУзнать, когда появились, где жили, почему разделились на восточных и западных, что носили, какие орудия труда использовали.
Урок заканчивается рефлексией по технике «Одно предложение»Каждый учащийся сообщает наиболее запоминающееся предложение, а педагог записывает его.
В итоге образуется большой перечень впечатлений и фактов – таковы ответы на вопросы.Ученики замечают недостатки в своих знаниях и стремятся преодолеть их, например, прочитав книгу дома, посмотрев фильм или посетив музей.
Случай 2. Технологии коучинга на уроке по истории.
Культура, обычаи и жизнь людей на Руси в старину. 4 класс.
Урок стартует с повторения изученного материала. После этого педагог предлагает погрузиться в новую тему, а ученики вместе определяют цели и задачи урока.
С помощью метода «Коктейльная вечеринка» Проводится опрос учащихся. Преподаватель, ведущий коммуникацию в группе, пишет на доске 2-3 вопроса о жизни земледельцев и горожан, жилище, военное дело, одежде и фиксирует основные идеи. Дети придумывают ответы и записывают их. Потом ищут собеседников среди одноклассников и обмениваются ответами в парах. Через 3-4 минуты педагог дает сигнал о смене собеседника. Такое происходит несколько раз, учитель записывает на доске ключевые идеи.
Группа учеников решила разделить на группы для работы над мини-проектами, посвященными трём основным темам.
- повседневная жизнь земледельцев и горожан;
- жилище и одежда;
- военное дело.
Участники делятся на группы и определяют роли в проекте: руководителя, отвечающего за время, и спикера. Составляется чек-лист с целью проекта, продуктом, планом реализации, необходимыми шагами, презентацией и критериями оценки.
Детям для работы предоставляют ноутбуки, книги по тематике, карты и картины знаменитых художников. За один урок проект не завершить, но класс успевает установить его цель и продукт, чтобы продолжать работу в свободное время.
- Запустить подкаст «Военное дело на Руси в древности».
- Создать макет, иллюстрирующий обыденную жизнь сельских жителей и городских обитателей.
- Представь спектакль-кукольный «Жилище и одежда».
Включается техника «Ретроспектива»Дети размещают события из жизни древних славян на ленте времени. Эта методика подытоживает тему, раздел или курс. Ученики помещают на линию времени свои воспоминания о прохождении материала. Выписывают на стикеры по три самых запоминающихся события или понятия и три слабо усвоенных. Проработанные понятия размещают выше линии, а слабо усвоенные — ниже. Учитель изучает стикеры и делит их на подгруппы. Предлагает сформулировать задачи на будущее и записать их на стикеры другого цвета.
- Что нам нужно повторить и закрепить?
- Что усвоено хорошо?
В завершении занятия учащиеся формулируют выводы и записывают их на стикерах по трем категориям: «начать», «в работе», «завершено». «Светофор»Эти данные позволяют отслеживать прогресс по проекту до завершения.
Коучинг для решения организационных вопросов
Коучинговые методы эффективны и в неформальной учебной обстановке: например, при организации и проведении мероприятий. Подростки берут на себя обязательства по выполнению задач, действуя независимо от инструкций педагога.
Кейс 3. Приезд гостей в школу.
Ребятам сообщают о приезде гостей — директоров из десяти школ — и назначают дату визита.
С помощью техники «Brain-writing» Дети формулируют задачи для решения перед прибытием гостей. Собравшись в круг, каждый ребёнок записывает 1-3 идеи на стикере и передаёт соседу. Сосед может добавить или развить идею одноклассника, но не дублировать её.
В результате обсуждения определяют направления деятельности: оформление школы, организация экскурсии и предоставление угощения. Группы изучают каждое направление, утверждают руководителей и создают планы.
Для минимизации рисков и оценки эффективности плана разрабатывают разные сценарии.
- не успеем к сроку
- не получится, как задумано
- кто-то заболеет
На этом основании вносят доработки.
8 книг для знакомства с методиками коучинга
Существует множество методов коучинга. Каждый родитель и педагог может освоить их самостоятельно при помощи специальной литературы: книг классиков темы и трудов специалистов с собственными методиками. Несколько книг посвящены непосредственно коучингу в педагогике, но их пока немного.
- «Работа как внутренняя игра», Тимоти Голви
Автор делится советами по самореализации, раскрытию потенциала без перегрузок: достижение высоких результатов на работе с ощущением радости от нее, преодоление скуки от рутины, объективная оценка ситуации и своих перспектив в ней, правильный отдых. - «Эффективный коучинг», Майлз Дауни
Книга посвящена новым методам применения коучинга для развития организации, рассматривая практические рабочие ситуации. Автор предоставляет читателю инструменты для руководства и управления. - Руководство для руководителей групп. Приведение группы к согласованному решению, Сэм Кейнер.
Более тридцати лет автор разрабатывал и применял на практике в крупных компаниях модели принятия групповых решений. В книге автор описывает свой опыт и предоставляет более двухсот инструментов и методик. «Руководство фасилитатора» выдержало двадцать переизданий. - «Художественное коучинг. Метод лёгких решений» , Елена Татарина.
Елена Татарина объединила классический коучинг и арт-терапию, создав арт-коучинг. Эта методика использует логику и эмоции, помогает системно приближаться к цели, преодолевать психологические барьеры и активировать внутренние ресурсы. - «Навыки ребенка в действии», Бен Фурман
Книга помогает решать проблемы, превращая их в навыки. Методика полезна для работы с детьми от трех лет и старше. Ее суть раскрывается через истории и позволяет ребенку не бояться собак, засыпать без света, избавиться от сквернословия и создать позитивную атмосферу в классе. - «45 навыков фасилитатора», Кристина Тишина
Сборник инструментов для коучей, работающих с группами и ведущими индивидуальные сессии. - «Психологическое сопровождение деятельности преподавателя образовательного учреждения», Раиса Овчарова.
В учебном пособии рассматриваются вопросы создания комфортной среды для обучения, воспитания, развития и самореализации каждого ребенка, а также сохранения его психологического здоровья. Книга исследует различные аспекты фасилитации в педагогике. - Эффективное применение технологий фасилитации на родительских собраниях в детском саду, Ольга Давыдова, Алексей Меллер
Новая книга от русских писателей о взаимодействии с родителями.