Фото: img.freepik.com

Фотографии: Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

Обиды — естественная часть общения при кратковременном проявлении. Однако иногда обидчивость приобретает хроническую форму. Это замедляет развитие отношений между детьми и оставляет глубокий отпечаток на взрослой жизни: психика хранит весь спектр прошлых переживаний, вынуждая человека возвращаться к ним вновь и вновь. Как защитить ребенка от этого и помочь обидчивым взрослым, рассказывает Гаянэ Ерибекян, педагог начальных классов и педагог-психолог с 15-летним стажем.

Как определить «уровень обидчивости» у ребенка

Ребенок, склонный к обидам, реагирует на происходящее слишком эмоционально, часто неадекватно. Чужой успех кажется ему позором, будто умаляет его собственные успехи. Такие дети часто проявляют агрессию: отвечают обидчикам и строят планы мести.

Всё это делает ребёнка подозрительным и не доверяющим другим, склонным к манипуляциям. Со временем такие качества превращаются в его характерные черты.

Чтобы разобраться, не превратилось ли недовольство в проблему для ребенка, попробуйте пройти небольшой тест. Действительны ли следующие утверждения?

  1. Похвалы ребёнку требуются для формирования уверенности в поступках.
  2. Говоря о друге, ребёнок чаще всего рассказывает, как этот друг ему помогает.
  3. Детское поведение порождает ситуации, где ребёнка можно обидеть.
  4. Ребенку кажется, что его преднамеренно обижают.
  5. Ребенку трудно удаётся радоваться успехам других.
  6. Слышать комплименты другим детям заставляет ребенка плакать и прекращать общение с ними.
  7. Ребенок остро реагирует на критику.
  8. Детство — период, когда обиды могут сохраняться надолго, всплывая в памяти спустя месяцы или даже годы, словно ребенок проживает их вновь.
  9. Мальчик применяет недовольство, чтобы получить то, что хочет.

Если не менее пяти из этих высказываний верно для вас, значит, обидчивость стала проблемой, которую следует разрешать.

Как бороться с повышенной обидчивостью у детей

Обида – чувство, рождающееся из злости и беспомощности. Оно часто связано с нарушением психологических границ в детстве. Многие родители, заметив у ребенка злость, пытаются подавить её вместо того, чтобы научить справляться. У малыша возникает состояние беспомощности, неспособности противостоять. В большинстве случаев обидчивые дети реагируют на травмирующую ситуацию одинаково: просто не умеют иначе. Задача взрослого – показать малышу другие способы поведения.

  • Не обобщать.

Важно выяснить, кто именно ребенка обидел, вместо того чтобы принимать общее заявление «меня обидели».

Можно поддержать ребёнка, назвав сначала имена тех, кто, скорее всего, отношения к происшедшему не имеет. Тогда ребёнок поймёт, что обижать могут не все. И если так, то можно не убегать и прятаться, а начать противостоять обидчику.

  • Прямо говорить о своих чувствах.

Когда ребенка кто-то обижает, ему нужно сказать этому человеку, какие чувства вызывает его поведение. Например: «Мне неприятно», «Пожалуйста, не говори, не делай так». После этих слов ребенок должен немного подождать, чтобы обидчик понял о каких словах или поступках идет речь.

  • Игнорировать обидчика.

Не всегда можно защититься от нападок прямотой. Иногда полезнее игнорировать обидчика: ребенку нужно представить, будто оппонента нет в комнате. Но этот прием доступен не всем детям. Если ребенок импульсивен и эмоционален, скорее всего, он не сдержится и бурно отреагирует на насмешки и оскорбления.

  • Использовать метод трех шагов.

Первым делом — спокойное, но твердое заявление: «Не делай, не говори…», «Мне неприятно». Говорите это решительно и уверенно. Если оскорбления или насмешки продолжаются, переходите ко второму шагу: предупредите, что в случае продолжения нападок получите удар (для девочек этот метод не подходит). В качестве последнего шага — удар (если обидчик не остановится).


В результате ребёнок приобретёт умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях и противостоять натиску со стороны сверстников.

  • Проявлять интерес к другим детям.

Обиженные дети слишком сосредоточены на себе и своих чувствах. Не думают о том, как общаться и дружить с другими детьми, узнав о их увлечениях. Чтобы ребенок больше узнал о сверстниках, можно попросить его создать «портрет» одного из детей. Так он узнает, чем интересуются другие ребята, какие книги, мультфильмы, игры предпочитают. Это поможет найти общие интересы и подружиться, обидчивость исчезнет.

  • Строить внутренние опоры.

Вражённые обидами дети сильно зависят от мнений окружающих.
Для них важна похвала, а критика или равнодушие причиняют боль. Важно учить ребёнка замечать и ценить свои успехи.


Ребенок может находить и выделить буквы, с которыми ему удается работать особенно хорошо при письме. Похвалив ребенка за доклад или оформленную работу, следует сказать, что ребенок может гордиться собой. Важно, чтобы ребенок научился сам испытывать гордость за труд. Такое отношение к себе и достижениям формирует психологические опоры, на которых базируется самооценка и уверенность в силах.

Какие обиды становятся хроническими

Некоторые обиды оседают глубоко в душе и влияют на человека всю жизнь. Чаще всего такие раны наносят самые близкие люди — родители. Чувство обиды может усиливаться со временем, заслоняя другие эмоции и лишая счастья и желания жить.

Мама меня не любит, я не нужен никому.

Многие из взрослых, выглядящих независимыми и увереными, часто скрывают внутреннее одиночество и ощущение бесполезности. Их взгляд на мир окрашен меланхолией, а отношение к жизни – пессимизмом.

Эта психологическая проблема часто имеет корни в раннем детстве, в особенностях связей с матерью. В воспоминаниях она предстает равнодушной или критикующей, постоянно занятой работой и уставшей. Возможно, она все время требовала подчинения или искала верные методы воспитания у «авторитетов», вместо того чтобы довериться собственным материнским инстинктам.

Многим знакомы болезненные воспоминания, ведь у каждого хотя бы раз возникал вопрос: любила ли меня мамочка достаточно.

Гнев к отцу: стремление к признанию со стороны других.

Во взрослой жизни много «хронических» обид связано с детскими взаимоотношениями с отцом. Ребятам важно, чтобы отец признавал их таланты и умения. Постоянная критика, обесценивание и равнодушие формируют низкую самооценку.

Даже имея много успехов, подобный человек всё ещё ищет «значимых» лиц, которые бы оценили его таланты и достижения. Такой поиск приносит лишь разочарование. В первую очередь сам «искатель» должен принять ценность и значимость своих достижений.

Несправедливость в любви родителей к детям.

Родители часто поручают старшим детям заботу о младших братьях и сестрах, что может стать для них тяжелой задачей. Занимаясь малышами, старшие нередко выполняют функции взрослых и лишают себя собственного детства. Ребенок убеждается в том, что младшего любят больше, а ему достается лишь требования и претензии. Такое чувство обиды накапливается и сохраняется во взрослой жизни, влияя на родственные отношения.

Младшим чадам нередко достаётся из-за того, что старшие дети срывают на них гнев от собственных обид родителей.

Как побороть хронические обиды

Техника «письмо обидчику» помогает преодолеть обиду. В этом письме нужно честно изложить все свои чувства, даже те, за которые стыдно. Написать такой «монолог» может потребоваться много времени: дни, месяцы или даже годы. Однако постепенно боль уйдет: человеку не нравится быть жертвой, а в это состояние нас и ввергает обида. Когда это произойдет, можно порвать письмо и выбросить его.

Полезная привычка — ограничить время на размышления о неприятных или обидных ситуациях десятью минутами.
Этого времени достаточно, чтобы проанализировать случившееся и понять дальнейшие действия. Потом необходимо отпустить дурные переживания навсегда.