
Картинки: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В чём вред подавления негативных эмоций для взрослых и детей? Как адекватно выражать гнев? Возможно ли безопасно разрешить конфликты в семье и школе? Об этом говорит основатель проекта #СлаваДетям, популяризатор семейных походов Вячеслав Хотченков.
Все эмоции нужно проживать
Вячеслав Хотченков
В нашей культуре действует неосознанный запрет на негативные чувства: с самого раннего возраста детям внушают, что гнев — это неправильно и неприглядно. Из-за этого во время конфликта взрослые разводят детей и призывают как можно быстрее помириться. Однако эта традиция мешает развитие эмоционального интеллекта Ребенок испытывает злость, но не может ее осознать. Ему непонятно, что ему делать. В результате он не понимает, что чувствуют в подобных ситуациях другие люди и как им помочь.
Мультфильм «Головоломка» наглядно демонстрирует последствия эмоциональной незрелости и подавления негативных чувств. Пять базовых эмоций управляют поведением главной героини, 11-летней девочки Райли.
- радость;
- печаль;
- страх;
- гнев;
- брезгливость.
Семья переезжает из тихго городка в большой мегаполис. Для девочки жизнь в новом месте становится испытанием: новая школа, новый дом, недостаток внимания родителей и неудачи в хоккее накатывают на Райли словно снежный ком. Радость старается не дать девочке грустить, подавляя Печаль вместе с другими эмоциями. Это приводит к конфликту личности и побегу Райли из дома. Только когда Радость мирится с Печалью и понимает, что невозможно управлять сложной жизнью человека в одиночку, удаётся спасти почти разрушенную личность Райли. Девочка возвращается домой и примиряется с родителями. Печаль помогла пережить переезд, а совместная работа всех эмоций делает личность Райли целостной.
От гнева и страха нельзя скрываться, необходимо проживать эти эмоции. В противном случае возникает внутреннее напряжение, приводящее к тревожности, стрессовым состояниям и проблемам с нервной системой.
Если горе или страх можно пережить в тихом бездействии, то злость требует активного выражения. Скрытие агрессии и нежелание с ней работать ведут к негативным результатам. Школьные драки могут перерасти во двор, где дети, оставаясь вне присмотра взрослых, способны причинить друг другу реальный вред. Потому задача взрослых — научить детей безопасно выражать злость.
Как правильно злиться
Выячеслав и его воспитанники в походе
Как и любая эмоция, гнев не может длиться бесконечно. При нормальном функционировании он постепенно утихает, сменяясь другими положительными переживаниями. Существуют три простых совета, как взрослым и детям проживать гнев так, чтобы это было безопасно для самого человека и окружающих.
1. Говорить о чувствах вслух
У меня две дочери, и когда они меня очень расстраивают, я говорю им: «Сейчас я сержусь».
В первую очередь, это позволяет мне осознавать происходящее и управлять своими эмоциями. Гнев — импульсивное чувство, которое быстро превращается в агрессию, не давая возможности обдумать ситуацию.
Второе — это возможность выразить свои чувства окружающим.
В-третьих, после первой фразы мне будет проще выразить причину своей злости и сказать всё, что у меня на душе. Например: «Я злюсь на тебя, потому что мы договорились, что ты придешь вовремя. Ты опоздала, и теперь я злой. Я так разгневан, что готов разбить этот стакан».
2. Выработать правила по работе с агрессией
Когда все будет сказано, поговорите о допустимых способах проявления гнева.
В моей семье допустимо бить посуду, мять и выбрасывать бумажные листы или кричать при согласии другого участника конфликта. Можно драться на тямбарах — японских тренировочных мечах из пластика и резины. Урон противнику ими не причинить, но можно выразить гнев и высвободить негативную энергию.
Я физически сильнее своей дочери девяти лет, но по соглашению могу бить ее лишь при её желании. В любой момент она может сказать «Стоп», и я прекращу. Договор действует и в обратном направлении: когда дети раздражены, я спрашиваю: «Хочешь на меня позлиться?». Если ребенок осознает свою эмоцию и отвечает утвердительно, я разрешаю себя укусить или даже побить.
Признайте и принимайте своё право, а также право всех остальных на любые эмоции.
Человек сохраняет жизнь, умея не только радоваться, но и грустить, плакать, обижаться, переживать гнев и разочарование. Такова наша сложная психика. Чувствовать раздражение — естественно.
Если школьники плохо себя ведут на уроке, попробуйте им сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы мешаете вести занятие. Я переживаю, что вы не сдадите экзамены, и это так сильно меня злит, что я готов(а) сломать карандаш». Вместе с учениками распечатайте лист гнева, который каждый может порвать, скомкать и выбросить, когда эмоции берут верх.
Принципы экологичной драки
Бой на тямбарах
Считаю драку допустимой, и в своих мероприятиях разрешаю участникам драться друг с другом. Для проведения экологичных поединков существуют правила, которые могут быть полезны и преподавателям.
- Признать конфликт.
При виде конфликта в походе я подхожу и сообщаю о разгорающемся споре: «Вижу, вы деретесь». Затем задаю три вопроса: «За что бьетесь?», «Какие правила драки?» и «Как понять, что драка закончена?».
После первого вопроса подавляющее большинство сцепившихся ребят успокаиваются и прекращают драку. Иногда участники отвечают на все три вопроса. В случае неизбежной драки я увожу противников из поля зрения других людей. Часто дети дерутся не за честь и достоинство, а из-за страха показаться слабыми в глазах своей компании. - Договориться о правилах.
Взрослый обязан создать безопасное окружение. Взаимом устанавливаем правила противостояния и способы прекращения — к примеру, слово «Стоп».
Противостояние становится благом, когда у каждого участника право его остановить. Можно выбрать иные варианты — например, до первой крови или первого падения. - Найти экологичный способ боя.
В походовых драках применяем тямбару. Это помогает детям успокоиться и прийти к согласию. Мне же — предотвращать конфликты до их возникновения, ведь провокация и настоящая драка – совершенно разные вещи.
В школе можно провести соревнование с подушками или другими безопасными предметами в спортзале.