Для малышей дошкольного возраста мир – сокровищница чудес и загадок, а любознательность их безгранична. В это время важно помогать и поддерживать юных исследователей, ведь именно сейчас закладываются основы знаний о мире и его правилах.

Что нужно знать ребёнку о мире до школы? Как помочь ему начать своё путешествие по открытиям? Игры, задачи и полезные инструменты для родителей — в новой статье на тему мира вокруг нас для малышей.

Содержание:

  • Как малыши самого младшего возраста постигают окружающий мир?
  • Что важно узнать о мире до школы?
    • Справочник о мире для будущего ученика первого класса
  • Задания по познанию мира для маленьких детей.
  • Игровые задания для изучения мира.
  • Материа ls для познания мира детьми дошкольного возраста
    • Пособия для дошкольников
    • Развивающие мультфильмы и видеоуроки
    • Настольные игры и викторины
    • Интернет-ресурсы по окружающему миру

Каким образом малыши до школы узнают о мире вокруг себя?

Mary_L/Shutterstock.com

Что для взрослых привычно, для детей – чудно и необычно. Для ребенка важно развивать полное понимание мира во всех его проявлениях.

  • мир природыПогода, смены времен года, растительность, мир животных и прочее.
  • предметный мирМатериалы, их характеристики и процесс изготовления из них разнообразных изделий.
  • социальное окружениеЧувства, связи между людьми, нормы поведения и меры предосторожности.

Для маленьких детей всё — не просто абстрактные идеи. Важно им ощущать себя частью окружающего мира, постигать его через личный опыт и использовать полученные знания в играх или при решении задач.

Ребята постигают мир тремя путями.

Способ 1 — наглядный

Max Topchii/Shutterstock.com

Изучение окружающего мира через наблюдения за природой и людьми, посещение музеев и экскурсий, просмотр образовательных видео и передач, чтение книг и энциклопедий.

Внимательно наблюдая за птицами на прогулке или рассматривая иллюстрации с дикими животными в книгах, ребёнок развивает воображение, внимание и память, пытаясь запомнить всё увиденное. Такое наблюдение становится сложной познавательной деятельностью, особенно при обсуждении увиденного.

Способ 2 — словесный

Stock-Photo/Shutterstock.com

Беседы, рассказы, чтение книг.

Ребята от четырёх до пяти лет каждый день задают десятки, а порой и сотни вопросов. Все их интересует: почему так происходит? Что где и как? Важно всячески поддерживать такой интерес. В противном случае он может пропасть через какое-то время.

Способ 3 — практический

Halfpoint/Shuttertock

Игры, домашние и полевые трудовые действия, опыты и эксперименты способствуют закреплению и применению знаний, развитию внимания, тренировке усидчивости и воспитанию отношения к труду и природе.

Для полноценного освоения материала важно соединить различные способы получения знаний: наблюдения, информацию из книг и от родителей необходимо дополнить опытом экспериментами. опыты и экспериментыСпособствуют развитию любопытства ребёнка, логики и мышления. Главное правило экспериментальных занятий — предоставлять ребёнку не готовый ответ на задачу, а только нужные сведения для самостоятельного поиска решения.

Что нужно знать о мире в детском саду?

Anna Kraynova/Shutterstock.com

Способность читать и считать — это не единственное требование к будущим первоклассникам при поступления в школу. психологическая готовность ребёнкаВ дошкольном возрасте малыш развивает коммуникативные умения и накапливает обширную информацию о мире.

В возрасте 3–4 летМладенцы воспринимают в первую очередь то, что доступно и знакомо: вещи одежды и быта, игрушки, домашних животных, растения, природные материалы, с которыми дети сталкиваются во время прогулок. Их привлекает всё, что можно изучить практически: потрогать, разглядеть или, например, понюхать.

Но уже с 4–5 летДошколята стремятся постичь закономерности устройства окружающего мира.
В старшем дошкольном возрасте представления о мире детей значительно расширяются и углубляются, поскольку предпринимают попытки понять абстрактные понятия, свойства предметов и явлений, а также причины происходящих событий.

  • Юные исследователи внимательно следят за сезонными переменами в окружающем мире, постигают нормы взаимодействия с природой, развивают бережное отношение к растительному и животному миру.
  • дошколята знакомятся с планетами Солнечной системыУзнают положение Земли, Луны и Солнца по отношению друг к другу.
  • Требует особого внимания изучение растений (декоративных, лекарственных, травянистых, деревьев и кустарников), а также грибов. Уметь отличать опасные растения, ягоды и грибы. ;
  • Животные и насекомые — популярная тема для многих детей. Важной частью знакомства с миром живых существ является наблюдение за птицами, насекомыми и другими обитателями близлежащих парков и скверов. К школе ребёнок должен знать названия животных разных континентов, насекомых, рыб, рептилий, перелётных и зимующих птиц.
  • Безопасность ребёнка и правила поведения в разных ситуациях важны при знакомстве дошкольника с окружающим миром. Вскоре малыш пойдёт в школу, начнёт посещать кружки и секции, его круг общения расширится. Поэтому нужно рассказать ему о поведении со сверстниками, незнакомцами, на дороге и т. д.

Воспитание законопослушного и безопасного ребёнка — главная задача родителей. приложение «Где мои дети» и/или GPS-часы для детей PingoС помощью этих помощников вы всегда будете в курсе местоположения ребёнка, происходящего рядом с ним. Уведомление о выходе малыша за пределы безопасной зоны будет поступать мгновенно.

Список знаний о мире для будущих учеников первого класса

Каждый ребенок неповторим и учится по-своему; при этом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования… предполагаетБудущий первоклассник готов к обучению, если проявляет самостоятельность, любознательность, умеет соблюдать правила поведения и безопасности, а также имеет начальные знания о природе и обществе. Далее приведём перечень представлений дошкольника об окружающем мире, необходимых перед поступлением в первый класс.

Впереди у будущего первоклассника важные знания.

  • Укажите свою фамилию, имя, отчество и домашний адрес (страна и город), а также имена и профессии родителей.
  • свою дату рождения и возраст;
  • Контактный телефон одного из родителей (для обеспечения безопасности).
  • Правила этикета в общественных местах и при знакомстве с новыми людьми.
  • основные правила поведения в обществе;
  • Недели, месяца, сезоны.
  • Возможные перемещения: влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад.
  • времена суток и их порядок;
  • В сутки — двадцать четыре часа, в час — шестьдесят минут, в минуте — шестьдесят секунд.
  • Метеоритные процессы и характеристики времен года.
  • Сферы деятельности, способы передвижения, специальности, оттенки, анатомические структуры.
  • виды животных, насекомых, птиц и рыб;
  • музыкальные и строительные инструменты;
  • Названия растительности местности.
  • Список имен известных авторов детской литературы и названий их книг.
  • названия электроприборов и их назначение;
  • эмоции — гнев, печаль, радость и т. д.;
  • Материалы для изготовления предметов и характеристики этих материалов.
  • Природа — живая и неживая, а также одушевленные и неодушевленные объекты.
  • Земля как планета и часть космоса;
  • Виды искусств: живопись, литература, музыка, театр и прочие.
  • названия стран и их столиц.

Задания о мире для малышей

Исследовать мир вокруг можно с помощью практических заданий, опытов и экспериментов. Для этого не требуются специальные инструменты, сложная подготовка или много времени — воспользуйтесь доступными материалами и готовыми идеями из нашего списка.

Уход за домашними растениями и питомцами

Nina Buday/Shutterstock.com

Вместе с малышом ухаживайте за домашними питомцами: гуляйте с ними, кормите их, поливайте и подкармливайте комнатные растения. Так ребенок научится заботиться и бережно относиться к природе, не выходя из дома. Накормите белку в парке, посадите цветы на клумбе возле дома или… вырастите сочную зелень на подоконникеМладшим школьникам интересны задачи, требующие ответственности.

Викторина по окружающему миру

Tverdokhlib/Shutterstock.com

Придумывайте короткие викториныИспользуйте быстрые опросы для проверки знаний вашего ребёнка – задавайте любые вопросы!

  1. Откуда идёт снег? (из облака)
  2. Где спит медведь? (в берлоге)
  3. Какой цвет светофора разрешает переход дороги? (на зелёный)
  4. Какие предметы являются частью живой природы: бабочка, камень, дерево, река, лиса? (бабочка, дерево, лиса)
  5. Назови трёх зимующих птиц. (например, сорока, клёст, снегирь)
  6. Назови три фрукта и три овоща. Яблоко, банан, мандарин; помидор, репа, лук.
  7. На каком дереве растут жёлуди? (дуб)
  8. Какая птица лечит деревья? (дятел)
  9. Как называют детёныша лошади? (жеребёнок)
  10. Что нельзя делать в лесу? Разжигать костры, оставлять мусор, повреждать деревья.

Упражнения и задания по окружающему миру, готовые к использованию.

Ребенку полезны разные упражнения для развития логики, мышления и внимания, которые способствуют расширению кругозора и развлечению.

Можно раскрасить рисунки, попросить малыша аккуратно вырезать их, соединить головы с соответствующими туловищами и приклеить на листок бумаги. Попросите рассказать, как называются эти животные, где они обитают и чем питаются.

Это задание нужно не только внимательно выполнять, но и включать воображение. Сначала попросите ребёнка найти и раскрасить всех животных, а потом подумайте, куда бежит ёжик – возможно, в свое жилище или на поляну за грибами?

Попросите его дополнить изображением ежа. Задание — прекрасная возможность обсудить рацион и место обитания этих животных.

Разделите животных на группы, учитывая их место жительства. Подумайте, где обитают животные из зоопарка в естественной среде и что едят.

Игровые занятия по обучению о мире вокруг нас.

Ground Picture/Shutterstock.com

Игра — не просто развлечение, а основной вид деятельности дошкольников, через который дети познают мир. Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, настольные и другие игры нужны не только для закрепления знаний и умений детей, но и для расширения кругозора.

«Летает, прыгает, плавает»

В игре вам понадобятся изображения животных, птиц и насекомых. Покажите ребёнку первую картинку и попросите назвать действие, которое выполняет это существо: бегает, скачет, спит, плавает, рычит и так далее. Называйте по одному действию до тех пор, пока у кого-то из вас не закончатся идеи. Тот, кто назвал глагол последним, получает один балл. Далее выберите другую картинку и начните заново.

«Садовник»

В игре нужно будет описывать изображения фруктов, овощей и ягод без упоминания их названий. Например: «растёт на грядке, имеет круглые или овальные красные плоды, много семян и сочную мякоть». Побеждает тот, кто угадает больше слов.

«Живая и неживая природа»

sirtravelalot/Shutterstock.com

Правила этой игры напоминают всем известную игру с мячом «Съедобное-несъедобное». Возьмите мяч и расскажите ребёнку, что нужно бросать его друг другу и называть объекты живой или неживой природы. Если названный объект относится к живым существам (растения, люди, животные), то мяч нужно поймать, а если это неживой объект — отбить.

«Четвёртый лишний»

Четыре слова предлагаются ребёнку для определения лишнего и объяснения своего выбора.

  • сова, жаворонок, свиристель, ёж;
  • снег, мороз, гроза, метель;
  • таракан, пчела, шмель, комар;
  • ольха, сирень, дуб, клён;
  • ксилофон, отвёртка, молоток, пила;
  • Земля, Сатурн, Венера, Луна;
  • книга, ваза, тетрадь, альбом.

«Кому это нужно?»

Эта игра поможет вспомнить названия профессий. Вы говорите о предмете, которым пользуется представитель определенной профессии, а ребёнок связывает его с наименованием профессии, например: Половник — для повара, домкрат — для автомеханика, расческа — для парикмахера и так далее. .

Загадки помогут познакомиться с устройством мира и запоминать правила безопасности в увлекательной форме. В этом разделеДля детей всех возрастов подобраны загадки на разные темы. ВыбирайтеУвлекайтесь вместе с малышом, получая удовольствие и пользу.

Ресурсы для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Liderina/Shatterstock.com

Изучение природы и знакомство с её разнообразием развивают ребенка и воспитывают в нём уважение к окружающему миру. Для этого используйте доступные ресурсы и интернет-информацию во время домашних занятий с малышом.

Пособия для дошкольников

  1. Пособие для дошкольников «Окружающий мир», В. В. Хвостин.
  2. Пособие для дошкольников «Здравствуй, мир!», А. А. Вахрушев.
  3. Рабочая тетрадь «Знакомство с окружающим миром» для детей 5–6 лет, Елена Бортникова. .

Развивающие мультфильмы и видеоуроки

  1. Коллекция познавательных мультфильмов «Развлечёба. Мир вокруг нас».
  2. Видеоуроки о мире для малышей

Настольные игры и викторины

  1. Развивающая настольная игра «Кругозорник».
  2. Настольные игры «Окружающий мир и я».
  3. Игры для настольных занятий и учебные материалы о мире вокруг нас. .

Интернет-ресурсы по окружающему миру

  1. Практические задания по окружающему миру.
  2. Интерактивные викторины по окружающему миру.
  3. Книжка с играми для детей дошкольного возраста. .

Важно наблюдать за всем, что нас окружает, не только для расширения кругозора дошкольника. Ознакомление с природными явлениями и процессами развивает внимание, логику и память ребёнка, учит заботиться о природе и формирует основу знаний для учёбы в школе.

Формируйте у ребенка полное представление о мире, поддерживайте его интересы, проводите эксперименты и воспользуйтесь играми, задачами и другими ресурсами из нашего списка.