
Для малышей дошкольного возраста мир – сокровищница чудес и загадок, а любознательность их безгранична. В это время важно помогать и поддерживать юных исследователей, ведь именно сейчас закладываются основы знаний о мире и его правилах.
Что нужно знать ребёнку о мире до школы? Как помочь ему начать своё путешествие по открытиям? Игры, задачи и полезные инструменты для родителей — в новой статье на тему мира вокруг нас для малышей.
Содержание:
- Как малыши самого младшего возраста постигают окружающий мир?
- Что важно узнать о мире до школы?
- Справочник о мире для будущего ученика первого класса
- Задания по познанию мира для маленьких детей.
- Игровые задания для изучения мира.
- Материа ls для познания мира детьми дошкольного возраста
- Пособия для дошкольников
- Развивающие мультфильмы и видеоуроки
- Настольные игры и викторины
- Интернет-ресурсы по окружающему миру
Каким образом малыши до школы узнают о мире вокруг себя?

Mary_L/Shutterstock.com
Что для взрослых привычно, для детей – чудно и необычно. Для ребенка важно развивать полное понимание мира во всех его проявлениях.
- мир природыПогода, смены времен года, растительность, мир животных и прочее.
- предметный мирМатериалы, их характеристики и процесс изготовления из них разнообразных изделий.
- социальное окружениеЧувства, связи между людьми, нормы поведения и меры предосторожности.
Для маленьких детей всё — не просто абстрактные идеи. Важно им ощущать себя частью окружающего мира, постигать его через личный опыт и использовать полученные знания в играх или при решении задач.
Ребята постигают мир тремя путями.
Способ 1 — наглядный

Max Topchii/Shutterstock.com
Изучение окружающего мира через наблюдения за природой и людьми, посещение музеев и экскурсий, просмотр образовательных видео и передач, чтение книг и энциклопедий.
Внимательно наблюдая за птицами на прогулке или рассматривая иллюстрации с дикими животными в книгах, ребёнок развивает воображение, внимание и память, пытаясь запомнить всё увиденное. Такое наблюдение становится сложной познавательной деятельностью, особенно при обсуждении увиденного.
Способ 2 — словесный

Stock-Photo/Shutterstock.com
Беседы, рассказы, чтение книг.
Ребята от четырёх до пяти лет каждый день задают десятки, а порой и сотни вопросов. Все их интересует: почему так происходит? Что где и как? Важно всячески поддерживать такой интерес. В противном случае он может пропасть через какое-то время.
Способ 3 — практический

Halfpoint/Shuttertock
Игры, домашние и полевые трудовые действия, опыты и эксперименты способствуют закреплению и применению знаний, развитию внимания, тренировке усидчивости и воспитанию отношения к труду и природе.
Для полноценного освоения материала важно соединить различные способы получения знаний: наблюдения, информацию из книг и от родителей необходимо дополнить опытом экспериментами. опыты и экспериментыСпособствуют развитию любопытства ребёнка, логики и мышления. Главное правило экспериментальных занятий — предоставлять ребёнку не готовый ответ на задачу, а только нужные сведения для самостоятельного поиска решения.
Что нужно знать о мире в детском саду?

Anna Kraynova/Shutterstock.com
Способность читать и считать — это не единственное требование к будущим первоклассникам при поступления в школу. психологическая готовность ребёнкаВ дошкольном возрасте малыш развивает коммуникативные умения и накапливает обширную информацию о мире.
В возрасте 3–4 летМладенцы воспринимают в первую очередь то, что доступно и знакомо: вещи одежды и быта, игрушки, домашних животных, растения, природные материалы, с которыми дети сталкиваются во время прогулок. Их привлекает всё, что можно изучить практически: потрогать, разглядеть или, например, понюхать.
Но уже с 4–5 летДошколята стремятся постичь закономерности устройства окружающего мира.
В старшем дошкольном возрасте представления о мире детей значительно расширяются и углубляются, поскольку предпринимают попытки понять абстрактные понятия, свойства предметов и явлений, а также причины происходящих событий.
- Юные исследователи внимательно следят за сезонными переменами в окружающем мире, постигают нормы взаимодействия с природой, развивают бережное отношение к растительному и животному миру.
- дошколята знакомятся с планетами Солнечной системыУзнают положение Земли, Луны и Солнца по отношению друг к другу.
- Требует особого внимания изучение растений (декоративных, лекарственных, травянистых, деревьев и кустарников), а также грибов. Уметь отличать опасные растения, ягоды и грибы. ;
- Животные и насекомые — популярная тема для многих детей. Важной частью знакомства с миром живых существ является наблюдение за птицами, насекомыми и другими обитателями близлежащих парков и скверов. К школе ребёнок должен знать названия животных разных континентов, насекомых, рыб, рептилий, перелётных и зимующих птиц.
- Безопасность ребёнка и правила поведения в разных ситуациях важны при знакомстве дошкольника с окружающим миром. Вскоре малыш пойдёт в школу, начнёт посещать кружки и секции, его круг общения расширится. Поэтому нужно рассказать ему о поведении со сверстниками, незнакомцами, на дороге и т. д.
Воспитание законопослушного и безопасного ребёнка — главная задача родителей. приложение «Где мои дети» и/или GPS-часы для детей PingoС помощью этих помощников вы всегда будете в курсе местоположения ребёнка, происходящего рядом с ним. Уведомление о выходе малыша за пределы безопасной зоны будет поступать мгновенно.
Список знаний о мире для будущих учеников первого класса

Каждый ребенок неповторим и учится по-своему; при этом Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования… предполагаетБудущий первоклассник готов к обучению, если проявляет самостоятельность, любознательность, умеет соблюдать правила поведения и безопасности, а также имеет начальные знания о природе и обществе. Далее приведём перечень представлений дошкольника об окружающем мире, необходимых перед поступлением в первый класс.
Впереди у будущего первоклассника важные знания.
- Укажите свою фамилию, имя, отчество и домашний адрес (страна и город), а также имена и профессии родителей.
- свою дату рождения и возраст;
- Контактный телефон одного из родителей (для обеспечения безопасности).
- Правила этикета в общественных местах и при знакомстве с новыми людьми.
- основные правила поведения в обществе;
- Недели, месяца, сезоны.
- Возможные перемещения: влево, вправо, вверх, вниз, вперед, назад.
- времена суток и их порядок;
- В сутки — двадцать четыре часа, в час — шестьдесят минут, в минуте — шестьдесят секунд.
- Метеоритные процессы и характеристики времен года.
- Сферы деятельности, способы передвижения, специальности, оттенки, анатомические структуры.
- виды животных, насекомых, птиц и рыб;
- музыкальные и строительные инструменты;
- Названия растительности местности.
- Список имен известных авторов детской литературы и названий их книг.
- названия электроприборов и их назначение;
- эмоции — гнев, печаль, радость и т. д.;
- Материалы для изготовления предметов и характеристики этих материалов.
- Природа — живая и неживая, а также одушевленные и неодушевленные объекты.
- Земля как планета и часть космоса;
- Виды искусств: живопись, литература, музыка, театр и прочие.
- названия стран и их столиц.
Задания о мире для малышей
Исследовать мир вокруг можно с помощью практических заданий, опытов и экспериментов. Для этого не требуются специальные инструменты, сложная подготовка или много времени — воспользуйтесь доступными материалами и готовыми идеями из нашего списка.
Уход за домашними растениями и питомцами

Nina Buday/Shutterstock.com
Вместе с малышом ухаживайте за домашними питомцами: гуляйте с ними, кормите их, поливайте и подкармливайте комнатные растения. Так ребенок научится заботиться и бережно относиться к природе, не выходя из дома. Накормите белку в парке, посадите цветы на клумбе возле дома или… вырастите сочную зелень на подоконникеМладшим школьникам интересны задачи, требующие ответственности.
Викторина по окружающему миру

Tverdokhlib/Shutterstock.com
Придумывайте короткие викториныИспользуйте быстрые опросы для проверки знаний вашего ребёнка – задавайте любые вопросы!
- Откуда идёт снег? (из облака)
- Где спит медведь? (в берлоге)
- Какой цвет светофора разрешает переход дороги? (на зелёный)
- Какие предметы являются частью живой природы: бабочка, камень, дерево, река, лиса? (бабочка, дерево, лиса)
- Назови трёх зимующих птиц. (например, сорока, клёст, снегирь)
- Назови три фрукта и три овоща. Яблоко, банан, мандарин; помидор, репа, лук.
- На каком дереве растут жёлуди? (дуб)
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
- Как называют детёныша лошади? (жеребёнок)
- Что нельзя делать в лесу? Разжигать костры, оставлять мусор, повреждать деревья.
Упражнения и задания по окружающему миру, готовые к использованию.
Ребенку полезны разные упражнения для развития логики, мышления и внимания, которые способствуют расширению кругозора и развлечению.

Можно раскрасить рисунки, попросить малыша аккуратно вырезать их, соединить головы с соответствующими туловищами и приклеить на листок бумаги. Попросите рассказать, как называются эти животные, где они обитают и чем питаются.

Это задание нужно не только внимательно выполнять, но и включать воображение. Сначала попросите ребёнка найти и раскрасить всех животных, а потом подумайте, куда бежит ёжик – возможно, в свое жилище или на поляну за грибами?
Попросите его дополнить изображением ежа. Задание — прекрасная возможность обсудить рацион и место обитания этих животных.

Разделите животных на группы, учитывая их место жительства. Подумайте, где обитают животные из зоопарка в естественной среде и что едят.
Игровые занятия по обучению о мире вокруг нас.

Ground Picture/Shutterstock.com
Игра — не просто развлечение, а основной вид деятельности дошкольников, через который дети познают мир. Сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, настольные и другие игры нужны не только для закрепления знаний и умений детей, но и для расширения кругозора.
«Летает, прыгает, плавает»
В игре вам понадобятся изображения животных, птиц и насекомых. Покажите ребёнку первую картинку и попросите назвать действие, которое выполняет это существо: бегает, скачет, спит, плавает, рычит и так далее. Называйте по одному действию до тех пор, пока у кого-то из вас не закончатся идеи. Тот, кто назвал глагол последним, получает один балл. Далее выберите другую картинку и начните заново.
«Садовник»
В игре нужно будет описывать изображения фруктов, овощей и ягод без упоминания их названий. Например: «растёт на грядке, имеет круглые или овальные красные плоды, много семян и сочную мякоть». Побеждает тот, кто угадает больше слов.
«Живая и неживая природа»

sirtravelalot/Shutterstock.com
Правила этой игры напоминают всем известную игру с мячом «Съедобное-несъедобное». Возьмите мяч и расскажите ребёнку, что нужно бросать его друг другу и называть объекты живой или неживой природы. Если названный объект относится к живым существам (растения, люди, животные), то мяч нужно поймать, а если это неживой объект — отбить.
«Четвёртый лишний»
Четыре слова предлагаются ребёнку для определения лишнего и объяснения своего выбора.
- сова, жаворонок, свиристель, ёж;
- снег, мороз, гроза, метель;
- таракан, пчела, шмель, комар;
- ольха, сирень, дуб, клён;
- ксилофон, отвёртка, молоток, пила;
- Земля, Сатурн, Венера, Луна;
- книга, ваза, тетрадь, альбом.
«Кому это нужно?»
Эта игра поможет вспомнить названия профессий. Вы говорите о предмете, которым пользуется представитель определенной профессии, а ребёнок связывает его с наименованием профессии, например: Половник — для повара, домкрат — для автомеханика, расческа — для парикмахера и так далее. .
Загадки помогут познакомиться с устройством мира и запоминать правила безопасности в увлекательной форме. В этом разделеДля детей всех возрастов подобраны загадки на разные темы. ВыбирайтеУвлекайтесь вместе с малышом, получая удовольствие и пользу.
Ресурсы для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Liderina/Shatterstock.com
Изучение природы и знакомство с её разнообразием развивают ребенка и воспитывают в нём уважение к окружающему миру. Для этого используйте доступные ресурсы и интернет-информацию во время домашних занятий с малышом.
Пособия для дошкольников
- Пособие для дошкольников «Окружающий мир», В. В. Хвостин.
- Пособие для дошкольников «Здравствуй, мир!», А. А. Вахрушев.
- Рабочая тетрадь «Знакомство с окружающим миром» для детей 5–6 лет, Елена Бортникова. .
Развивающие мультфильмы и видеоуроки
- Коллекция познавательных мультфильмов «Развлечёба. Мир вокруг нас».
- Видеоуроки о мире для малышей
Настольные игры и викторины
- Развивающая настольная игра «Кругозорник».
- Настольные игры «Окружающий мир и я».
- Игры для настольных занятий и учебные материалы о мире вокруг нас. .
Интернет-ресурсы по окружающему миру
- Практические задания по окружающему миру.
- Интерактивные викторины по окружающему миру.
- Книжка с играми для детей дошкольного возраста. .
Важно наблюдать за всем, что нас окружает, не только для расширения кругозора дошкольника. Ознакомление с природными явлениями и процессами развивает внимание, логику и память ребёнка, учит заботиться о природе и формирует основу знаний для учёбы в школе.
Формируйте у ребенка полное представление о мире, поддерживайте его интересы, проводите эксперименты и воспользуйтесь играми, задачами и другими ресурсами из нашего списка.