
Содержание:
- Актуальность тьюторского сопровождения в инклюзии
- Тьюторское сопровождение отличается от других видов помощи
- Приемы тьюторского сопровождения
- Основные этапы тьюторского сопровождения
- Оценка эффективности тьюторского сопровождения
Инклюзивное образование направлено на формирование среды, в которой каждый учащийся получает необходимую поддержку и внимание для полноценного развития. В реализации этой цели значительную роль играет тьютор, который помогает ребенку сориентироваться и освоить навыки самостоятельного решения задач.
В 2024/25 учебном году в России на 5 процентов увеличилось число детей с ОВЗ и инвалидностью . Это подчеркивает значимость и актуальность роли тьютора. Принципы и особенности тьюторской поддержки прокомментировал педагог-дефектолог Сергей Баранов.
Современное значение тьюторской поддержки в инклюзивной практике: функции, роли, цели и задачи тьютора в инклюзивном обучении
Тьютор выступает в качестве связующего звена между учеником с особенностями развития и образовательной средой, содействуя не только посещению уроков, но и активному участию в учебном процессе. Он отстаивает права ученика, когда тот не в состоянии сделать это самостоятельно, налаживает взаимодействие между ребенком, преподавателями, родителями и сверстниками, а также разрабатывает индивидуальную траекторию обучения.
Ребенок, страдающий дизартрией, может не справляться со скоростью обучения и испытывать нежелание об этом говорить. Тьютор содействует педагогу в адаптации учебных материалов, предлагая, к примеру, возможность давать ответы письменно.
Более детально изучим роль тьютора в инклюзивном образовании.
Диагностико-аналитическая. Специалист собирает и анализирует данные об образовательных потребностях ребенка, его интересах, особенностях поведения и принципах воспитания. К примеру, он может отметить, что ученику легче усваивать информацию визуальным путем, а не на слух, и посоветовать учителю при работе с ним использовать больше схем и таблиц.
Организационно-сопровождающая. Тьютор помогает адаптировать образовательную среду к индивидуальным потребностям ученика. Например, ребенок с расстройством аутистического спектра может испытывать трудности в школьной обстановке, особенно во время перемен, когда вокруг большое количество людей, и чувствовать сильное беспокойство. Тьютор сопровождает его по маршруту и разрабатывает для него визуальные опоры, такие как расписание, представленное в виде картинок на планшете.
Предварительное обсуждение визуальных подсказок с подопечным имеет большое значение. Гораздо эффективнее, если ребенок сам придумает свои ассоциации, а не будет заучивать те, что подобрал наставник. Это позволит создать более персонализированное расписание и предоставит ребенку дополнительную возможность для проявления самостоятельности и вовлечения в процесс.
Коммуникативно-посредническая. Обеспечивает взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. К примеру, содействует общению ребенка с педагогом и одноклассниками или обучает альтернативным методам коммуникации, таким как система карточек PECS.
Подробнее
Развивающая и мотивационная. Он побуждает ученика к обучению, стимулирует интерес и формирует чувство ответственности. Для этого он изучает увлечения ребенка, принимает их во внимание при подборе заданий, применяет элементы геймификации и ведет дневники достижений.
Рефлексивная. Способствует формированию у ребенка способности оценивать собственные действия, достижения и возникающие сложности. К примеру, он систематически беседует с ребенком о том, что удалось сделать и в чем возникли затруднения, определяет цели на текущий день и неделю, обучает анализировать ошибки как неотъемлемую часть учебного процесса, а не как неудачу.
Для ребенка с инвалидностью освоение образовательной программы и переход на следующие уровни может быть затруднено без тьютора. Основные функции тьютора в инклюзивной среде – адаптация учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей ребенка и содействие его развитию самостоятельности.
Ключевое отличие тьюторской поддержки от других видов помощи заключается в организации взаимодействия тьютора с вовлеченными в образовательный процесс людьми
Ребенку с особенностями развития может потребоваться помощь нескольких специалистов, включая педагога-психолога, логопеда, дефектолога и тьютора. Каждый из них отвечает за определенную область, однако при отсутствии четких границ в распределении ролей возможны пересечения функций. Такая неразбериха может негативно сказаться на качестве оказываемой помощи. Для обеспечения результативного сопровождения необходимо понимать обязанности каждого специалиста и организовать эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса.
Тьютор |
Психолог |
Дефектолог |
Логопед |
Способствует развитию самостоятельности и вовлеченности ребенка. Формирует умение быть активным участником образовательной деятельности |
Следит за эмоциональным состоянием и адаптирует |
Развивает ключевые учебные навыки, такие как логическое мышление, память, внимание и пространственная ориентация |
Способствует развитию фонематического слуха, а также повышает качество произношения и восприятия речи |
Тьютор не способен функционировать самостоятельно. Он обсуждает вопросы обучения с педагогами, динамику развития – с родителями, согласовывает методики работы с логопедом и дефектологом, а также создает благоприятную атмосферу в сотрудничестве с психологом. Задача тьютора – адаптировать теоретические советы специалистов к повседневной жизни ребенка.
Педагог отмечает, что ученику с задержкой психического развития требуется повторение инструкций, и он испытывает затруднения. Тьютор рекомендует разделить задачи на более простые этапы и представить их в форме карточек. В сотрудничестве с дефектологом они добавляют визуальные подсказки, что способствует вовлечению ребенка в процесс и позволяет ему выполнять задания без посторонней помощи.
Приемы тьюторского сопровождения
Тьютор располагает определенными методами, облегчающими адаптацию ребенка с особенностями развития к школьной среде. Рассмотрим наиболее важные из них.
Инструкции. Детям с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто возникают сложности с планированием. Разбиение задачи на отдельные этапы делает ее более доступной для понимания и не вызывает страха. По мере выполнения каждого шага ребенок получает опыт достижения цели, осознает, что у него получилось, и начинает обретать уверенность.
Демонстрация поведения. Это помогает правильно взаимодействовать в различных социальных ситуациях, способствует развитию коммуникативных навыков и способности к самоконтролю. К примеру, если ребенок постоянно вмешивается в игру без разрешения и сталкивается с неприятием со стороны других детей, необходимо продемонстрировать ему альтернативный способ поведения. В этом случае, педагог-тьютор может предложить: «Я сейчас спрошу у Пети: можно мне поиграть с тобой?» Затем он просит ребенка повторить фразу и оказывает необходимую помощь. Со временем для ребенка становится естественной фраза «Привет, можно к вам присоединиться.
Дневник достижений. Способствует развитию способности к самоанализу, повышает уверенность в себе и позволяет родителям, педагогам и другим специалистам наблюдать за прогрессом. Заполнение дневника можно осуществлять совместно с ребенком ежедневно или несколько раз в неделю. К примеру: «Что мне удалось сделать самостоятельно сегодня?», «Что у меня получилось хорошо?», «Что стало моей поддержкой?»
Отображение и упорядочивание информации. Использование схем, контрольных списков, таймеров и визуальных расписаний способствует ориентации в задачах и управлению временем, уменьшает беспокойство и помогает сохранять концентрацию.
Мягкое сопровождение. Тьютор оказывает минимальную поддержку, находясь поблизости, но предоставляя ребенку возможность проявлять самостоятельность. К примеру, педагог подходит к ученику только после того, как тот поднимает карточку с просьбой о помощи. В другое время он располагается в другой части класса.
Основные этапы тьюторского сопровождения
Для эффективной поддержки ребенка тьютору необходимо правильно определять цели, учитывать текущую стадию взаимодействия с подопечным и беспристрастно оценивать результативность оказываемой помощи. Далее рассмотрим этапы тьюторского сопровождения.
Этап 1. Устанавливаем контакт. Тьютор устанавливает контакт с подопечным, его классом, педагогами и семьей. Этот этап имеет большое значение, поскольку он способствует формированию доверия и создания безопасной обстановки. На данном этапе перед специалистом стоит задача войти в мир ребенка, однако пока воздержаться от активных действий и просто наблюдать.
Этап 2. Наблюдаем и анализируем. Чтобы оказывать поддержку, необходимо понимать, как ребенок ведет себя в обыденных и сложных обстоятельствах, что ему содействует, а что создает препятствия.
Поэтому специалист фиксирует:
- что вызывает трудности;
- когда ребенок отказывается от задания;
- где он проявляет активность;
- как реагирует на перемены и стресс;
- какие формы поддержки работают.
Тьютор начинает внимательно отслеживать поведение ребенка, его взаимодействие с взрослыми и другими детьми, а также степень его вовлеченности.
Этап 3. Планируем сопровождение. Тьютор, совместно с педагогом, психологом, логопедом, дефектологом и родителями, разрабатывает стратегию поддержки: определяет цели обучения, методы их достижения и необходимые инструменты.
❗Сфокусируйтесь на конкретных целях, таких как «участвует в совместной деятельности с одним одноклассником по 5 минут 3 раза в неделю», а не ставьте глобальные цели вроде «ребенок общается со всеми».
Этап 4. Сопровождаем. Одной из ключевых задач тьютора является применение различных методик, использование наглядных пособий, предоставление четких инструкций и демонстрация поведения ученика. К примеру, если у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возникают трудности с началом выполнения заданий, специалист предлагает чек-лист и обучает его заполнению с использованием маркера.
Этап 5. Постепенно снижаем поддержку. Это происходит, когда тьютор видит, что ребенок стал более стабильно справляться с заданиями или ситуациями. Задача состоит в том, чтобы постепенно уменьшить постоянную поддержку, не лишая при этом ощущения безопасности и уверенности. К примеру, специалист начинает реже давать подсказки и вмешивается только в случае, если ситуация становится неконтролируемой.
Этап 6. Оцениваем эффективность и пересматриваем стратегию. Сейчас проводится оценка достижения установленных целей, выявляется эффективность использованных методов, определяется, где наблюдался прогресс, а где — стагнация.
Обучение ребенка обращаться за помощью вербально оказалось неэффективным. Причиной этого стал недостаток речевых умений. В результате, совместно с педагогом, родителями и другими специалистами было принято решение увеличить количество занятий с логопедом в расписании школьника и использовать карточки PECS.
Оценка эффективности тьюторского сопровождения
Определение эффективности тьюторской поддержки заключается в том, чтобы выяснить, приобрел ли ребенок большую независимость, вовлеченность и психологическую стабильность в учебной среде. Эффективная система оценки позволяет:
- видеть и проблемы, и рост;
- показать родителям и педагогам, почему ребенку нужна работа с тьютором;
- скорректировать сопровождение, если что-то не работает;
- отмечать успехи и поддерживать мотивацию ребенка.
Изменение показателей рассматривается по пяти основным параметрам.
Направление |
Что отслеживают |
Самостоятельность |
Способен ли ребенок действовать самостоятельно, без дополнительных указаний? Как это происходит? И на какой промежуток времени? |
Включенность в обучение |
Слушает, отвечает, выполняет задания, демонстрирует заинтересованность? |
Коммуникация |
Запрашивает ли он помощи? Применяет ли какие-либо фразы или жесты? Устанавливает ли контакт? |
Эмоциональная устойчивость |
Как человек реагирует на ошибки, замечания и изменения? Способен ли он прийти к успокоению самостоятельно? |
Социальная адаптация |
Участвует ли он в жизни класса? Как к нему относятся одноклассники? |
В течение первого месяца сопровождения ребенок с расстройством аутистического спектра освоил использование визуального расписания и стал дольше оставаться в классе – до 30 минут. Однако он все еще не участвует в групповых занятиях и избегает взаимодействия с одноклассниками, несмотря на то, что тьютор старался мягко стимулировать его включение посредством парных заданий.
Проблема была рассмотрена тьютором совместно с педагогом и психологом, после чего было принято решение сосредоточиться на развитии умений саморегуляции. Вопрос о социализации и вовлечении в групповую работу перенесли до момента, когда ученик будет готов к этому внутренне.
❗При оценке эффективности сопровождения акцент делается на тьюторской стратегии, а не на ребенке. Необходимо определить, в каких аспектах стратегию следует корректировать или усиливать.
Оценку результативности работы тьютора проводят, анализируя, насколько повысилась самостоятельность ребёнка. Если он стал реже обращаться за помощью, способен сообщить о возникшей проблеме и пытается найти решение самостоятельно, это свидетельствует об успешности выбранной стратегии.