Фото: img.freepik.com

В детском саду каждый день работник по уходу за детьми проявляет заботу: следит за безопасностью воспитанников, помогает им развивать навыки и поддерживает эмоциональное состояние. Несмотря на важность этой работы, права воспитателей часто остаются незамеченными. Родители, руководство и даже сами педагоги иногда не знают, какими правами обладают и как их отстаивать.

Рассмотрим, какие требования педагог может предъявлять руководству, как вести общение с родителями и действовать при нарушениях прав. Эта информация позволит воспитателям работать более уверенно, а родителям — создавать благоприятные отношения с учителями.

Какие нормативные акты определяют работу воспитателя?

Для спокойной и уверенной работы воспитателю необходимо знать свои права и основания.

Трудовой кодекс РФ Трудовой кодекс – главный документ, устанавливающий правила работы. В нём определены нормативы рабочего времени, зарплаты, отпусков и увольнений. Заслуживает внимания статья 336 ТК РФ, которая объясняет условия заключения трудового договора с педагогами.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).

Определяет права, обязанности педагогов и требования к уровню их подготовки. Устанавливает процедуры аттестации, профессионального роста и стандарты работы в сфере образования.

Федеральный стандарт дошкольного образования Устанавливает содержание обучения, структуру занятий и цели развития малышей. Врач должен следовать этим рекомендациям.

СанПиН 2.4.1.3049-13. В этих санитарных правилах изложены требования к организации работы детского сада: состав питания, режим отдыха и условия проведения занятий.

Устав дошкольного учреждения Описывает функционирование конкретного детского сада: руководство, нормы поведения и распорядок дня.

Локальные документы детского сада. Трудовой договор определяет рабочее время воспитателя, режим отдыха и размер оплаты труда. Должностная инструкция конкретизирует обязанности воспитателя и порядок их выполнения.

Какие обязанности возложены на воспитателя детского сада?

Воспитатель несет ответственность не только за развитие детей, но и за их безопасность, здоровье и благополучие. Границы этих обязанностей часто трудно определять: неясно, где кончается забота воспитателя, а начинается зона ответственности родителей или дошкольного учреждения.

Вот что входит в сферу ответственности воспитателя:

  1. Обеспечить безопасность детей на территории детского сада. Воспитыватель защищает от травм, разводит играющих в споре, успокаивает при разногласиях. В случае травмы ребенка по вине педагога ответственность лежит на воспитателе.
  2. Обеспечивать здоровье детей. Воспитатель поддерживает чистоту в группе, обучает детей правилам гигиены, включая мытье рук перед едой, убирает игрушки и напоминает о необходимости соблюдать эти правила. В случае болезни ребенка воспитатель информирует медсестру или родителей.
  3. Проводить занятия. Воспитатель разрабатывает игры, придумывает увлекательные задания и помогает детям усваивать навыки. Объясняет новые темы, рисует вместе с детьми, читает им книги и ведёт обсуждения по прочитанному.
  4. Создавать комфорт в группе. Воспитатель при создании дружелюбной атмосферы старается, чтобы дети чувствовали себя спокойно и уверенно. Воспитатель отмечает достижения детей, утешает их в сложных моментах, помогает преодолеть тревогу и разрешить споры.
  5. Следует оберегать вещи от порчи и воспитывать в детях бережное отношение к игрушкам, книгам и мебели. При поломке чего-либо сообщить об этом нужно начальнику.
  6. Общаться с родителями, Рассказывать родителям о достижениях и сложностях в детском саду. Воспитатель обсуждает с родителями нестандартное поведение ребенка или полученную им травму и вместе старается найти решение.

Все эти задачи определены в трудовом договоре и внутренних документах детского сада. Однако многое зависит от воспитателя, его стремления помочь детям расти и учиться.

Законные права педагога дошкольного учреждения.

Понимание своих прав помогает воспитателю успешно выполнять задачи и защищать свои интересы. В сложных ситуациях обращение к профсоюзам или юристам позволяет оперативно разрешить конфликт и сохранить благоприятную обстановку для работы с детьми.

Вот какие права есть у воспитателя:

Иметь безопасные условия труда. Руководству необходимо предоставить воспитателю благоприятные условия работы: надлежащее оборудование, исправный инструмент и безопасную обстановку. При несоответствии условий трудовой норме воспитатель может обратиться в трудовую инспекцию с требованием их улучшить.

Полноценно отдыхать. Воспитатель может устраивать перерывы во время работы, брать ежегодный оплачиваемый отпуск и сокращать рабочее время при работе с малышами или в специализированных группах, таких как с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вовремя получать зарплату. Воспитатели получают от государства заработную плату, состоящую из оклада, надбавок за стаж, оплаты за дополнительную работу и премий. В случае задержки или уменьшения зарплаты без указания причин воспитатель может обратиться в суд или профсоюз.

Повышать профессиональный уровень. Воспитатель может совершенствовать знания благодаря программам повышения квалификации от работодателя или самостоятельно участвуя в программах обучения.

Защищаться от несправедливости. Воспитатели, чьи права нарушаются руководством или родителями, могут обращаться за помощью в профсоюз, трудовую инспекцию или суд. Например, воспитатель может потребовать объяснений по поводу дисциплинарного взыскания, если считает его несправедливым.

Участвовать в управлении детским садом. Воспитатель имеет право на выражение мнения относительно функционирования детского сада, предложения корректив расписанию и программам обучения, а также присутствие на заседаниях педагогического коллектива.

Защищать свою профессиональную репутацию. Распространяющий ложную информацию и очерняющий воспитателя может быть привлечен к ответственности в суде. Воспитатель может потребовать опровержения клеветы, а также компенсацию за причиненный моральный вред.

Рассмотрим ключевые вопросы, с которыми сталкиваются воспитатели в процессе своей деятельности.

Разрешено ли воспитателю не принимать ребёнка в группу?

Отказаться от ребенка в группе самостоятельно невозможно. Закон гарантирует каждому право на образование, невзирая на поведение или особенности развития. При возникновении трудностей воспитатель фиксирует проблему и обращается к руководству.

Если ребёнок проявляет агрессию, часто дерется или угрожает другим детям, воспитатель должен сообщить об этом заведующему. Решение о дальнейших действиях принимают совместно с администрацией детского сада. Например, возможно привлечение психолога для выяснения причины такого поведения.

Можно ли обязать воспитателей работать обе смены или по двенадцать часов в сутки?

Закон предоставляет право воспитаннику на установленный нормативный рабочий день. Руководство детского сада не имеет права заставлять педагога работать в две смены без его согласия – это противоречит статье 103 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае экстренной ситуации в детском саду, например, внезапной болезни коллеги, заведующий может попросить воспитателя выйти на вторую смену только при наличии письменного согласия сотрудника. Работодатель обязан оплатить дополнительное время по повышенному тарифу.

В государственных детских учреждениях расписание работы определяют для воспитателей. В частных садах руководители согласовывают графики индивидуально с каждым педагогом.

Можно ли отказаться от аттестации

Чтобы получить первую или высшую квалификационную категорию, необходимо пройти аттестацию добровольно. Воспитатель, не желающий проходить процедуру, может продолжать работу без категории, но заработная плата его будет ниже из-за отсутствия надбавок к окладу.

Оценка профессионального уровня педагогов проводится обязательной аттестацией раз в пять лет. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с воспитателем, если тот не подтвердит свою квалификацию или не выполняет свои обязанности. Для беременных женщин и молодых матерей процедура аттестации проходит через два года после окончания отпуска по уходу за ребенком. Сроки также переносятся для воспитателей, находившихся на больничном более четырех месяцев без перерыва.

Вправе ли работник дошкольного учреждения покинуть своё рабочее место?

Воспитатель обязан постоянно наблюдать за детьми и не может их ненадолго оставлять без контроля. Отлучение воспитателя из помещения, например, в другую комнату или на улицу, без уведомления – недопустимо.

В случае необходимости отсутствия воспитателя по личным причинам, ему следует заранее согласовать временное отсутствие с руководителем или старшим педагогом. В этот период группу временно курирует другой сотрудник.

Воспитатель может брать краткие перерывы, но это время указывается в расписании, и всегда среди работников есть кто-то с детьми.

Допустимо ли исключить из группы ребёнка, у которого наблюдаются признаки болезни?

Воспитатели не допускают детей с видимыми признаками болезни в группу. К таким признакам относятся высокая температура, кашель, насморк и сыпь. Об этом сказано в пункте 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13. В таком случае воспитатель должен обратиться к медицинскому работнику детского сада. Врач осмотрит ребенка и решит, можно ли ему находиться в группе.

Можно ли педагогу детского сада давать ребенку лекарства по указанию родителей?

Воспитатель не имеет права давать детям лекарства по просьбе родителей. Право заниматься медицинской деятельностью имеют только специалисты с медицинским образованием. При необходимости лекарственного лечения ребенку родители должны обращаться к медику, обслуживающему детский сад.

Правомерно ли запретить участию в занятиях ребенку, пришедшему позже назначенного времени?

Воспитатель не должен препятствовать посещению ребенком занятий из-за опоздания. Закон об образовании предоставляет каждому ребенку право на участие в занятиях вне зависимости от своевременного прибытия. Однако воспитатель может ненавязчиво напомнить родителям о важности соблюдения графика.

При частых задержках, мешающих учебе, воспитатель должен обсудить ситуацию с руководителем дошкольного учреждения. Руководство может проговорить это с родителями для совместного поиска решения.

Разрешено ли воспитателю повышать голос к детям в дошкольном учреждении?

В детском саду кричать детям не допустимо: это нарушение педагогических норм, способное причинить психологическую травму. Закон и профессиональные стандарты запрещают применение агрессии, унижения и давления в общении с детьми.

Крикующий воспитатель внушает детям страх и стресс, снижая доверие к нему. У малышей подобные ситуации могут замедлить эмоциональное развитие, спровоцировать тревожность или замкнутость. Младшие дети часто повторяют поведение взрослых, поэтому крик воспитателя может стать для них примером агрессии.

Родители, узнав о том, что воспитатель кричит на детей, могут обратиться к заведующему или подать жалобу в отдел образования.

Можно ли воспитателю иметь татуировку

В России законы не ограничивают воспитателей в ношении татуировок. Трудовой кодекс не предъявляет требований к внешнему виду. Татуировки относятся к личному самовыражению и не сказываются на профессионализме педагогов.

В некоторых детсадах руководители вводят строгие правила о внешнем виде персонала. Например, воспитателей могут просить прятать татуировки под одеждой, чтобы не вызывать недовольства у некоторых родителей, которые считают их неприемлемыми для педагогов.

Допустимы ли у педагога длинные ногти?

Некоторые детские сады предъявляют требования к внешнему виду работников, в том числе к длине ногтей. Эти правила могут быть прописаны в внутренних документах учреждения. Работники обязаны следовать установленным нормам.

Должен воспитатель участвовать в субботнике

Участие в субботнике по желанию, если оно проходит в выходной день воспитателя. Принуждение к работе без согласия нарушает Трудовой кодекс. Согласно статье 113 ТК РФ работа в выходной допускается только с письменного согласия работника. Исключение составляют ситуации, требующие срочных мер: предотвращение катастроф, несчастных случаев или ликвидация их последствий. Субботник не относится к таким случаям.

Если педагог соглашается трудиться в нерабочее время, наниматель обязан уплатить работу сверх установленной ставки или предоставить ему допдень отдыха. В этом говорится статья 153 Трудового кодекса.

Права педагога в дошкольном образовании.

Для поддержания порядка и упрощения работы педагогов важно, чтобы родители знакомились и выполняли правила детского сада.

Рассмотрим ещё некоторые привилегии педагога.

  1. Не встречать ребенка лично при опоздании. Воспитатели не обязаны прерывать занятие, если родители задержались с ребенком. Родители сами должны привести ребенка в группу.
  2. Не ухаживать за вещами ребенка. Ухаживать за одеждой ребёнка – стирать, чистить или гладить – дело родителей, а не педагогов. Родители также должны позаботиться о подготовке сменной одежды для группы.
  3. При наличии симптомов заболевания нужно обратиться к доктору для обследования ребёнка. При наличии признаков болезни ребенок может быть отправлен воспитателем на медицинский осмотр. Такое действие призвано обезопасить здоровье остальных малышей группы.
  4. Узнавать причины отсутствия ребенка. Воспитатель может расспросить ребенка о причинах пропуска детского сада. Это необходимо для составления записей и получения полной картины ситуации.
  5. Давать рекомендации по развитию ребенка. Воспитатель может давать рекомендации по домашним занятиям. Например, можно обратить внимание на развитие мелкой моторики или речи.

Права воспитателя защищают самого педагога, детей и создают благоприятные условия в группе. Уважение этих прав родителями способствует формированию доверительных отношений, полезных для всех — и для детей, и для педагогов, и для семей.