Фото: img.freepik.com

Понимать дорогу так, как это делают взрослые, детям сложно. Большие машины, яркие указатели и высокая скорость могут сбить ребенка с толку. Чтобы ребенок безопасно передвигался по улице, важно с раннего возраста объяснять правила дорожного движения простым языком. Если педагогу удастся сделать обучение интересным и понятным, дошкольники не только запомнят правила, но и поймут их смысл.

Ознакомимся с причинами необходимости изучения правил дорожного движения с самого детства, рассмотрим содержание для обучения детей и методы, которые помогут преподавателю в этом процессе.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения — важная задача.

Мир воспринимается детьми иначе, чем взрослой аудиторией. Развитие когнитивных и моторных навыков происходит постепенно. По этой причине малыши с трудом понимают дорожные опасности. До трёх-четырёх лет ребёнок не различает статичную машину от движущейся. К пяти-шести годам различия становятся видны, но точное определение скорости автомобиля ещё невозможно. Только к семи-восьми годам многие дети начинают верно отличать правую сторону от левой. Из-за этих особенностей до восьми лет переходить дорогу следует только под присмотром взрослых.

Многие ДТП с детьми связаны с нарушением правил дорожного движения. По данным ГосавтоинспекцииС января по ноябрь 2023 года доля ДТП с участием детей-пешеходов составила 39% от общего числа происшествий с несовершеннолетними. 41% ДТП случилось из-за наезда автомобилей на пешеходных переходах.

Дети в возрасте от двух до пяти лет хорошо усваивают новую информацию. В это время активно копируют поведение взрослых. Заложив основы правильного поведения, можно научить детей анализировать дорожную ситуацию и предвидеть опасности.

Для освоения ведения занятий по правилам дорожного движения в различных форматах и применения мультимедийных и интерактивных технологий доступно обучение.
Подробнее

Образование для малышей раннего возраста.

Для эффективного обучения детей правилам дорожного движения нужно формировать у них набор навыков, необходимых для ориентирования на дороге.

  • Боковое зрение позволяет видеть не только то, что находится прямо перед глазами, но и по сторонам.
  • Ребенку необходимо знать, где безопасно находиться и играть, а где опасность. Важно понимать необходимость оглядываться по сторонам перед пересечением улицы.
  • Внимательность и наблюдательность улучшают понимание дорожной обстановки и способность быстро реагировать на изменения, такие как приближающийся автомобиль или изменение сигнала светофора.
  • Для оценки дорожной обстановки детям прививают навыки суждения о расстоянии до приближающихся автомобилей, их размерах и скорости.
  • Младенцу необходимо осознать, что дорога – это место повышенной опасности, однако важно не внушать ему страх. Врачу нужно научить его правильно реагировать на возможную угрозу: остановиться перед переходом, подождать зеленого сигнала и удостовериться в отсутствии транспортных средств.

Благодаря этим навыкам дети смогут выполнять правила дорожного движения и сами решать проблемы на дороге.

Обучение ребёнка правилам дорожного движения начинается с простейших и понятных действий.

  • Переходите дорогу только по зелёному сигналу.
  • Идти по проезжей части, держась за руку с родителем.
  • Внимательно осматривайте проезжую часть перед пересечением дороги.
  • Шагать вдоль проезжей части против направления движения транспорта на дороге без пешеходной зоны.
  • Не играйте возле дороги и не выходите на неё, даже если сейчас машины отсутствуют.
  • Не пересекайте дорогу там, где отсутствуют разрешающие указатели, даже при отсутствии видимых автомобилей.

Детям нужно запомнить главные правила и дорожные знаки для ежедневного использования. Это позволит им лучше ориентироваться на дороге и избежать опасностей.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Способы обучения детей правилам дорожного движения можно разделить на категории. Перемежая их в процессе работы, получится сделать его понятным и увлекательным для малышей.

Наглядный метод. Чтобы обучить детей безопасному поведению на дороге, используют игрушки, картинки, фотографии и иллюстрации с безопасными моделями.

Словесный метод. Детям дошкольного возраста объясняют правила дорожного движения и задают вопросы для того, чтобы дети могли понять важность их соблюдения. Читая литературу о безопасности на дороге, ребята закрепляют полученные знания.

Практический метод. Он помогает применять знания в жизни для закрепления пройденного материала. К примеру, можно использовать макеты дорог и улиц, чтобы дети составляли безопасные маршруты. Педагоги иногда отправляются с детьми на прогулки, где дошкольники наблюдают за движением транспорта и пешеходов в реальных условиях.

Игровой метод. Это один из самых действенных способов обучения дошкольников правилам дорожного движения. Сюжетно-ролевые игры позволяют детям вживаться в роли пешеходов, водителей или сотрудников полиции и воспроизводить ситуации на дороге. В процессе дети учатся переходить дорогу, оценивать действия других участников движения.

Какие игры можно проводить с дошкольниками?

  • Игровые занятия, включающие элементы физической активности и спорта. В игре «Светофор» участники передвигаются по площадке, играя роли пешеходов или автомобилей, подстраиваясь под сигнал светофора. Воспитатель поднимает зеленый круг — дети бегут, желтый — идут медленно, красный — останавливаются. Игра тренирует внимание и реакцию на перемены сигналов.
  • Театрализованные игры. В игре «Сказка о светофоре» педагог может представить детям сценку: один из них – светофор, остальные – пешеходы и водители. Светофор рассказывает об значении своих сигналов, а пешеходы и водители слушаются его указаний.
  • Дидактические игры. В игре «Собери дорожные знаки» дошкольникам показывают карточки с изображениями дорожных знаков. Необходимо найти их и правильно назвать, а также объяснить, что обозначают эти знаки.
  • Игры с макетами. Дети должны выбрать безопасный путь от одного дома до другого на макете улицы с домами, дорогами, тротуарами и пешеходными переходами, следуя правилам дорожного движения.
  • Интеллектуально-познавательные игры. К примеру, игра «Кто больше знает» по правилам дорожного движения. В ней детям задают вопросы: «Какое значение имеет зелёный свет светофора?» или «В каких случаях можно переходить дорогу?».

Педагоги могут организовывать тематические дни или недели по безопасности дорожного движения. Например, проводить конкурсы рисунков или предложить детям в группах или с родителями изготавливать макеты улиц.

Как обустроить уголок безопасности для дошкольников

Для детей 2-4 лет Организуйте уголок безопасности таким образом, чтобы дети легко воспринимали информацию и активно участвовали в игре. В этом возрасте обучение проходит через визуальные и тактильные материалы, поэтому включите следующие элементы:

  • Простые модели улиц и дорог с указанием основных деталей: тротуары, проезжие части и переходы для пешеходов.
  • Игрушки — машины: легковые и грузовые, автобусы, а также спецтранспорт – скорая помощь и пожарные машины.
  • Светофоры с двумя и тремя сигналами.
  • Для игр с ролями предлагаются атрибуты, такие как рули, знаки «водителя», которые помогают детям представить себя водителем, пешеходом или полицией и сыграть разные дорожные ситуации.
  • Яркие иллюстрации с разными видами транспорта помогут дошкольникам лучше запомнить внешний вид легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других машин.
  • Настольные игры и пазлы о транспорте. Могут быть, например, мозаики с картинками автомобилей или игры для изучения разновидностей транспорта и его назначения.
  • Детская художественная литература с простыми историями и картинками о дорожной безопасности помогает запомнить правила.

Дети 4-5 лет Активно изучают правила поведения в общественном транспорте: вход, оплата проезда и выход из автобуса.

  • В макеты улиц и дорог внести яркие перекрестки, остановки, надземные и подземные пешеходные переходы.
  • Добавьте в игру новые задания, такие как «Собери светофор», «Составь транспортное средство», «Узнай знак», «Можно-нельзя».

Детей 5-6 лет В процессе обучения дополнительно знакомят с элементами дороги: в подробностях рассказывают о тротуаре, проезжей части, обочине. Объясняют правостороннее движение, работу светофора, продолжают знакомить с правилами дорожного движения. Например, дети узнают больше дорожных знаков: разрешающие, предупреждающие, запрещающие и другие.

В детском саду знакомят малышей с правилами езды на велосипеде и работой регулировщика. В уголок безопасности можно ввести схемы жестов для повторения и запоминания детьми. Макет улицы создаётся таким образом, чтобы дети могли моделировать ситуации и решать логические задачи, например, как безопасно пересечь перекресток.

Дети 6-7 лет Продолжают постигать профессию инспектора безопасности. В уголок безопасности можно поместить карточки с опасными ситуациями и путями их разрешения. Его дополняют картой местности возле детского сада для составления безопасного маршрута и его тренировки. Дети будут оттачивать этот навык в первом классе.

При организации зоны безопасности важно учитывать возраст детей, делая ее удобной и многофункциональной. Периодически меняйте ее оформление и предлагайте новые элементы.

Дорогу дети воспринимают иначе, чем взрослые. Машины, знаки и скорость могут сбить их с толку. Чтобы ребенок безопасно передвигался по улице, с раннего возраста важно объяснять ему правила дорожного движения простым языком. Если педагогу удастся сделать обучение интересным и понятным, дошкольники не только запомнят правила, но и поймут их смысл.

Для совершенствования профессиональных умений можно обучаться по программе.

Подготовка детей к школе в системе разноуровневого дошкольного образования по Федеральным государственным образовательным стандартам ДО и НО (340 ч).
Национальный институт развития образования и профессиональной подготовки.
  • Лекции от преподавателей структурированы
  • Общение с преподавателями
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 18 практических заданий
Перейти на страницу программы

Какова роль родителей в обучении

Для более эффективного обучения детей правилам дорожного движения педагог должен вовлекать родителей, поскольку дети руководствуются их примером. На родительских собраниях воспитатель детского сада может порекомендовать им:

  1. На дорогах всегда следует вести себя правильно: переходить улицы по зелёному сигналу светофора, придерживаться правил на пешеходных переходах, ни в коем случае не бегать дорогу. Когда родители нарушают правила, дети могут принять за образец неправильное поведение.
  2. Разговаривайте с ребенком о правилах дорожного движения, объясняя важность их соблюдения и задавая вопросы для проверки понимания. Например, уточните: «Какие действия предшествуют переходу дороги?», «В какое время разрешено переходить дорогу по сигналу зелёного света?».
  3. Во время прогулок с малышом используйте настоящие ситуации для обучения правилам дорожного движения. Показывайте, как нужно осмотреться перед выходом на проезжую часть.

Взаимодействие педагогов и родителей обеспечивает непрерывный процесс обучения ребенка правилам дорожного движения.