
1 апреля отмечается день рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Недолгое время он работал учителем, но успел написать один из лучших педагогических трудов — «Несколько мыслей о преподавании детям географии» — и остаться в памяти учеников ярким и воодушевляющим педагогом. Давайте разделимся его золотыми правилами педагога.
В 1831 году Гоголь преподавал частные уроки, это увлекало его, и платили ему неплохо. Затем получил назначение на государственную службу — преподавателем истории в столичный Патриотический институт для дочерей военнослужащих, а потом и в петербургский университет. Уже в 1835 году Гоголь завершил преподавательскую деятельность.
Бывший ученик Гоголя писал: «Гоголь прошёл по кафедре, как метеор, ярко её осветивший, и быстро исчезнувший с неё. Но яркость его была такой, что незаметно запечатлилась в молодых сердцах».
Относиться к ученикам по-человечески
Гоголь отличался особенным поведением с детьми. Один из учеников Николая Васильевича вспоминал: «В добродушной физиономии учителя… не нашли мы и тени педантизма, угрюмости. Уроки Гоголя нам очень нравились, так мало походили они на другие. В них не боялись мы ненужной взыскательности… Когда кто-нибудь из нас употреблял какое-нибудь выражение, уже сделавшееся давно стереотипным, он быстро останавливал речь и говорил, усмехаясь: „Кто это научил вас говорить так? Это неправильно: надобно сказать так-то“. Но какой тон добродушия слышался во всех его замечаниях!»
Один из учеников говорил, что в лекциях было какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние.
Один из студентов рассказывал: «Гоголь общался с нами прекрасно, как с новыми друзьями».
Правило общения педагога с ребенком — быть ласковым и ненавязчивым, в том числе в критике, принесло свои плоды. Писатель Михаил Погодин вспоминал: «Познакомился с Гоголем. Он рассказывал мне много интересных вещей о своем курсе истории в Патриотическом институте. Из его учениц нет ни одной, которая бы не добилась успеха».
Быть оригинальным
Один из бывших учеников Гоголя говорил: «Новаторство являлось одним из отличительных качеств его характера».
Вниманием слушателей Гоголь овладел совершенно. Его мысль летела и преломлялась, подобно молнии, освещая непрестанно картины в мраке средневековой истории.
Николай Васильевич отлично осознавал это. Для него быть оригинальным стало естественным правилом педагогического процесса. Готовясь к написанию учебника по истории, говорил Погодину: «Сколько теперь приходит ко мне мыслей! Да каких больших, полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что особенного в общей истории».
Гоголь оставался единственным из преподавателей кафедры истории, чьим курсом были собственные лекции.
Не охладевать к профессии
Это предостережение — не повторять его ошибок, а не педагогическое правило от Гоголя. С большим энтузиазмом начав преподавать, довольно быстро остыл к нему. Гоголь стал скучать. Не имея базового исторического образования, он скорее брал оригинальностью и артистизмом.
Профессор В. Григорьев, исторiограф университета, утверждал: «Гоголь, из-за отсутствия знаний классических древних и новых европейских языков, не имел инструментов для получения надлежащей образованности, а научные методы были ему незнакомы».
Он пропускал свои лекции, редко бывал на кафедре – иногда исчезал на целую неделю или даже месяц. Притворялся больным, прикрывая щеку платочком.
Профессор Александр Никитенко заявлял: «Гоголь читает лекции в университете настолько плохо, что стал объектом насмешек студентов. Руководство опасается, чтобы студенты не устроили ему неприятность, обычную в подобных ситуациях, но с возможными негативными последствиями».
Гоголь оставил преподавание и посвятил себя литературе. «С университетом я распрощался,» — заявил Николай Васильевич. — «На кафедру пришел не узнаваемый, с нее уйду тем же».
Материалы по теме:
-
Три педагогических правила от Василия Шукшина
-
Пятеро педагогов по мысли Марины Цветаевой.
-
Пять педагогических норм Николая Чернышевского.